Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Специфика динамики интрагруппового структурирования в I–V классах общеобразовательной школы

Лисицына А.А. соискатель факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, LisitsynaAA@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье изложены «рамочные» материалы лонгитюдного исследования особенностей интрагруппового структурирования в ученических группах – классах начальной школы и на рубеже начальной и средней школы. С опорой на наработанный массив эмпирических данных показано, что в I классах из всех универсально значимых интрагрупповых структур относительно сформированной оказывается лишь структура аттракционных отношений, хотя и она не является самоценной, будучи практически прямой проекцией отношений классного руководителя к конкретным первоклассникам. Что касается III классов, то интрагрупповая аттракционная структура здесь уже реально складывается как самоценно неформальная. В V классах формируются практически полноценные интрагрупповые структуры в сферах аттракционных отношений, отношений референтности, неформально-властных отношений. Результаты исследования показывают также, что классные руководители, преимущественно ориентируясь на «учебно-ролевые» характеристики учащихся, адекватно распознают реальную интрагрупповую структуру ученической группы лишь в I классе.

Ключевые слова: ученическая группа, интрагрупповое структурирование, аттракция, отношения межличностной значимости, интрагрупповой статус

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  2. Кондратьев М.Ю., Лисицына А.А. Особенности интрагруппового структурирования классов в начальной школе и на рубеже начальной и средней школы // Социальная психология и общество. 2012. №2.
  3. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
  4. Петровский А.В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. 1991. №1.
  5. Психологическая теория коллектива  / Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.
  6. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
  7. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности.  М., 1987.
  8. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива: Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина.  М.,1975.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика