Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Характеристики социальной идентичности в ученической группе старшеклассников

Васькова О.В. аспирант факультета социальной психологии , Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, toskana@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты исследования особенностей социальной идентичности старшего подростка в ученической группе. Рассматривается взаимосвязь социальной идентичности и статуса подростка в группе. В исследовании приняли участие 192 учеников IX–X классов общеобразовательных школ Москвы в возрасте 15–17 лет. Применялся комплекс социально-психологических методов: модифицированный опросник социальной идентичности, социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. Полученные результаты говорят о статистически значимых различиях в уровне социальной идентичности у подростков с разным статусом. Показаны особенности социальной идентичности в подростковой ученической группе: наиболее значимыми для подростков являются факторы эмоционального отношения к группе, такие как совместное времяпрепровождение и положительная самооценка, а также межличностное взаимодействие, в то время как самую низкую значимость имеют факторы, описывающие влияние группы на своих членов, – самопонимание, центральность.

Ключевые слова: малая группа, ученическая группа, статус, социальная идентичность, компоненты социальной идентичности

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности.  М., 1990.
  2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений.  СПб., 2005.
  3. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007
  4. Костинская А.Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор // Мир психологии. 2003.  №1 (33).
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
  6. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.,  1998.
  7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008.
  8. Сачкова М. Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. №4.
  9. Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся: онтогенетический аспект анализа. М., 2011.
  10.  Сидоренков А.В., Тришкина  В.С. Эмпирическое обоснование модели проявления идентичности в малой группе // Психологический журнал. 2010. №5.
  11.  Солдатова Г.У., Шайгерова  Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности. М., 2008.
  12.  Степанов С.С. Экологический аутсайдер // Школьный психолог. 2000.  №32.
  13.  Тернер Дж.С., Оукс П.Дж.,  Хэслам С.А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. №2 (4).
  14.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  15.  Hogg M.A., Abrams D., Otten S., Hinkle S. The Social Identity Perspective: Intergroup relations, self-conception, and small groups // Small Group Research. 2004. №. 35. Электронная версия http://sgr.sagepub.com/cgi/content/abstract/35/3/246
  16.  Levine J.M., Moreland R. L. Group socialization: theory and research // European Review of Social Psychology. 1994. № 5. Электронная версия: http://hci.uma.pt/courses/socialweb/reading_material/3/Levine94-GroupSocializationTheoryResearch.pdf
  17.  Tajfel H. Social Identity & Intergroup Relations. Cambridge, 1982.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика