Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Симптомы культурного шока: обзор и классификация

Смолина Т.Л. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека, зам. декана по международной деятельности , Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена, психолого-педагогический факультет, talesm@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассмотрен феномен культурного шока и его симптомов в историческом контексте. Раскрыто содержание понятий «культурный шок» и «аккультурация», используемых для обозначения опыта приспособления к другой культурной среде в отечественной и зарубежной этнической и кросс-культурной психологии. Представлен обзор основных зарубежных исследований, посвященных изучению симптомов культурного шока. Предложена классификация симптомов культурного шока на основе теории стресса и концепции интегративных психических образований: они подразделены на поведенческие, соматические и психологические симптомы. Психологические симптомы культурного шока дифференцированы на основе аффективных, регуляторных, коммуникативных и рефлексивных психических образований. Данная классификация может быть использована как в дальнейших исследованиях, направленных на изучение симптоматики культурного шока, так и при проведении индивидуальной или групповой консультационной работы в образовательных и общественных организациях с гражданами, выезжающими за рубеж, для оптимизации их вхождения в новую культурную среду.

Ключевые слова: этническая психология, кросс-культурная психология, культурный шок, аккультурация, симптомы культурного шока, классификация

Рубрика: Междисциплинарные исследования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Водопьянова Н.Е.  Психодиагностика стресса.  СПб., 2009.
  2. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека.  СПб., 2009.
  3. Смолина Т.Л. Аккультурация в инокультурной среде: российские визитеры в США// Материалы Второй Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», 26–27 мая 2010 г. /Отв. ред. В.В. Гриценко. Смоленск,  2010.
  4. Триандис Г. Культура и социальное поведение.  М.,  2007.
  5. Уорд К.  Азбука аккультурации // Психология и культура/  Под ред. Д.Мацумото.  СПб., 2003.
  6.  Bock P.  Culture Shock: a Reader in Modern Anthropology. N. Y., 1970. 
  7. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological Reactions to Unfamiliar Environments.  L., N. Y., 1986.
  8. Graves T.D. Psychological acculturation in a triethnic community // Southwestern Journal of Anthropology. 1967. № 23.
  9. Grove C. Orientation Handbook for Youth Exchange Programs. Yarmouth, ME, 1989.
  10.   Kim Y. Y. Becoming Intercultural: an Integrative Theory of Communication and Cross-cultural Adaptation. Thousand Oaks, CA , 2001.
  11.   Mumford D. B. The measurement of culture shock // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 1998. № 33. 
  12.  Oberg K. Culture shock//Paper presented to the Women's Club of Rio de Janeiro, Brazil. August 3, 1954.
  13.   Redfield R., Linton R., Herskovits M.H. Memorandum on the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. №38.
  14.   Taft R.  Coping with unfamiliar cultures// Warren N. Studies in Cross-cultural Psychology. Vol. 1. L., 1977.
  15.  Zapf M. Cross-cultural transitions and wellness: dealing with culture shock // International Journal for the Advancement of Counseling. 1991. №14.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика