Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Иниционно-семантическая модель дивергентной креативности

Артеменков С.Л. кандидат технических наук, профессор кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета информационных технологий, заведующий лабораторией математической психологии и прикладного программного обеспечения , Московский городской психолого-педагогический универсиет, Москва, Россия, slart@inbox.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Автором проведен частотный анализ семантических категорий ответов испытуемых на задание дивергентного теста эмоциональной креативности Д.В. Ушакова и О.Н. Ивановой и построена семантическая сеть, показывающая статистику переходов в последовательностях ответов из категории в категорию. Рассмотрены структурные характеристики семантической сети, включая ее кластеризацию и ассортативность. На основе статистического анализа категориальной структуры ответов предложена новая двухфакторная иниционно-семантическая вероятностная модель продуцирования семантических категорий в ситуации тестирования дивергентной креативности. Ведущим фактором дивергентной креативности в модели является инициативность человека. Другой фактор связан с оригинальностью семантики ответов испытуемого. Вероятностные параметры модели определяются на основе обработки данных эталонной выборки. Введенные новые тестовые оценки являются расчетными и обеспечивают единообразное и соотнесенное с нормой вычисление индивидуальных показателей креативности, которые включают независимые друг от друга показатели иниционной креативности и семантической креативности, а также интегральный показатель креативности.

Ключевые слова: продуктивное мышление, дивергентная креативность, эмоциональная креативность, психологическое тестирование, показатели креативности, семантические сети, инициативность, вероятностная модель

Рубрика: Междисциплинарные исследования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М., 1996.
  2. Артеменков С.Л. К расчету характеристических показателей дивергентных тестов креативности // Моделирование и анализ данных. 2011. № 1.
  3. Белова С.С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Психология. 2008. Том 5. №4.
  4. Белова С.С. Творчество с позиций когнитивных сетевых моделей // Одаренный ребенок. 2006. № 6.
  5. Белова С.С. Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества // Психология человека в современном мире: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна: В 2 т. Т. 2. М., 2009.
  6. Чернецкая Н.И. Эмпирическое моделирование интегрального показателя творческого мышления // Вестник БГТУ им. В.Г.Шухова. 2011. № 3.
  7. Bossomaier T., Harre M., Knittel A., Snyder A.A. Semantic network approach to the creativity quotient (CQ) // Creativity Research Journal. 2009. 21(1).
  8. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
  9. Newman M.E.J. The structure and function of complex networks // SIAM Review 45, 167-256 (2003).
  10. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing //  R.J. Sternberg (ed).. The Nature of Creativity. N.Y., 1988.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика