Психологическая наука и образование psyedu.ru 2012. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)
Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе
Кондрашкин А.В. аспирант, психолог, кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, центр "Перекресток", Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, artem.kondrashkin@gmail.com Кириллова Т.О. психолог, Центр "Перекресток", Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, nerefli@yandex.ru
Подростковая среда динамично меняется и в связи с этим представления, на которые опираются специалисты при организации своей работы, также нуждаются в обновлении. Статья написана по результатам исследования, авторы которого использовали метод фокусированного интервью, разработанный на основании многолетней практической деятельности в рамках восстановительного подхода. Сформулированы принципы организации практики социально-психологической помощи подросткам, опираясь на модель социально-психологической помощи в восстановительном подходе. Даны рекомендации для специалистов, работающих в сфере социально-психологической помощи подросткам в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: подростки, социальная ситуация развития, социально-психологическая дезадаптация, альтернативная адаптация, восстановительная модель, восстановительный подход, социально-психологическая работа
Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Флорова Н.Б., Штульман А.Д., Дмитриева
Н.Г., Коваль Т.В. Концептуальные основы построения в сфере образования
системы профилактики зависимого поведения // Материалы конференции «Аддиктивное
поведение: профилактика и реабилитация». М., 2011.
Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации
идентичности в виртуальном мире// Вопросы психологии. 2009. № 3.
Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929–1931.
Концепция программы профилактики девиантного и асоциального поведения,
снижения ксенофобии и проявлений экстремизма в молодежной среде / К.Д. Хломов,
А.В. Балаева, А.А. Бочавер, Е.М. Бианки, О.В. Штинова, В.В. Делибалт, Л.А.
Назарова, Е.А. Милованова, Н.В. Дворянчиков, А.В. Тихомирова, А.В. Кондрашкин.
М., 2011.
Москвичев В.В. От ситуации социально-психологической дезадаптации к
ситуации социального развития // Народное образование. 2011. № 1.
«О положении детей и семей, имеющих детей в городе Москве»: к ежегодному
государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в
Российской Федерации в 2011 году». М., 2012.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, практики, проблемы. М.,
1995.
Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Самара, 2002.
Тихомирова А.В. Восстановительная модель социально-психологической
помощи подросткам: Метод. пособие. М., 2007.
Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход –
инструмент организации помощи подросткам, находящимся в
социально-дезадаптирующей ситуации // Сборник тезисов участников Третьей
Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.,
2011.
Хломов К.Д., Кондрашкин А.В. Девиантное поведение подростков,
социальная ситуация и Интернет: постановка проблемы. М., 2012.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. СПб., 1996.