Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Условия развития целеполагания у старших подростков (На примере школы мыследеятельностной педагогики)

Жилинская А.В. младший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования, кафедра возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, alisez@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Описан опыт создания условий для постановки и достижения цели коллективного действия для группы из восьми старших подростков в рамках работы образовательного проекта в одной из московских школ мыследеятельностной педагогики. Рассмотрен способ целеполагания, заключающийся в преодолении разрыва между представлением человека о должном и реальной ситуацией путем постановки и достижения цели. Сформулированы условия развития целеполагания старших подростков, выявленные в ходе восьмилетнего исследования процесса совместной реализации инициатив работниками школы и старшими подростками (в исследовании приняло участие более 200 подростков). Важными внутренними условиями успешного освоения старшими подростками способа целеполагания являются умение формулировать норму или ценность, которые должны быть реализованы в действии, а также умение работать со своим недовольством ситуацией, грамотно выявляя предмет преобразования и изменяя ситуацию. Внешними условиями успешного освоения старшими подростками способа целеполагания являются специально сконструированные ситуации, в которых коллектив старших подростков имеет возможность сформулировать свою позицию, поставить и достичь цели, осуществив преобразование ситуации.

Ключевые слова: цель, целеполагание, старший подростковый возраст, мыследеятельностная педагогика, образовательный проект

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра психол. наук. М., 2002.
  2. Алексеева Л.Н., Громыко Ю.В. Мыследеятельностная диагностика способностей в образовании // Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности 21-го века в образовании. М., 2001.
  3. Андрюшков А.А. Образовательные проекты в мыследеятельностной педагогике. Обучение проектированию // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми. М., 2001.  Электронная версия: http://1314.ru/projects
  4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
  7. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. М., 2001.
  8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М., 2005.
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  10. Жилинская А.В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. Электронная версия: http://www.psyedu.ru/journal/2010/2/Zhilinskaya.phtml
  11. Иванова Е.Ю. Работа со способами понимания в начальной школе // Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство // Под общ. ред. О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой.  М., 2009.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
  14. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 1.
  15. Швалб Ю.М. Психологические механизмы целеполагания в учебной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. Киев, 1998.
  16. Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М., 2003.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика