Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте

Запуниди А.А. специалист по учебно-методической работе, Московский государственный университет, факультет психологии, , Москва, elenvir@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование посвящено изучению связи замысла с условиями становления изобразительной деятельности и развитием речи у детей дошкольного возраста. Выборку испытуемых составили 50 детей в возрасте 5;4 – 6;1 лет (средний возраст 5;9 лет). Методический инструментарий был направлен на изучение особенностей изобразительной деятельности и условий ее становления. Мы предположили, что дети с разным уровнем изобразительного замысла будут иметь качественные отличия в речевом сопровождении и в развитии основных условий изобразительной деятельности (восприятие и наглядно-образное мышление, воображение, произвольность, обобщение). Анализ результатов позволил выделить четыре уровня развития изобразительного замысла, дополнив, таким образом, существующую трехступенчатую классификацию. Такие условия становления изобразительной деятельности, как наглядно-образное мышление и восприятие, воображение, обобщение, номинативная функция речи, – значимо различаются у детей с разным уровнем изобразительного замысла. Также выявились различия в речевой активности и направленности высказываний у детей с разным уровнем изобразительного замысла.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, изобразительный замысел, функции речи, уровень обобщения в рисунке, речевая активность

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2004.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2002.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.,1999.
  5. Гросул Н.В.  Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
  6. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 
  7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
  8. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной отсталости. СПб., 2002.
  9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.
  10. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.,1983.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005.
  12. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  13. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М., 1998.
  14. Сулейманян А.Г. Опыт экспериментального изучения развития произвольности изобразительной деятельности дошкольников в условиях игры-сказки // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
  15. Matuga J.M. Children’s private speech during algorithmic and heuristic drawing tasks // Contemporary Educational Psychology. 2003. № 28.
  16. Matuga J.M. Situated creative activity: the drawing and private speech of young children // Creativity Research Journal. 2004. № 16.
  17. Toomela A. Drawing as a verbally mediated activity: A study of relationships between verbal, motor, and visuospatial skills and drawing in children // International Journal of Behavioral Development. 2002. № 26 (3).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика