Психологическая наука и образование psyedu.ru 2012. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)
Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских райнов Крайнего Севера
Зарембо Н.А. соискатель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра психологии образования и педагогики , Москва, Россия, n.zarembo@narfu.ru
Приводятся данные комплексного исследования вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера (713 человек, из которых 304 человека – выходцы из сельских районов Крайнего Севера и 409 – городские). Цель проведенного исследования заключалась в обосновании влияния уровня коммуникативно-личностной компетенции на успешность социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза и в определении степени зависимости изучаемой компетентности от уровня владения умениями когнитивного опосредования поведения. Показано, что у 82 % студентов-первокурсников, приехавших из сельских районов Крайнего Севера, уровень социально-психологической адаптации к условиям вуза низкий или ниже среднего. Доказана необходимость разработки системы психолого-педагогического воздействия с целью оптимизации вузовской адаптации студентов из сельской местности районов Крайнего Севера. Выявлено, что уровень развития личностной и социально-коммуникативной компетенции студентов определяет успешность их социально-психологической адаптации к условиям вуза. Доказано, что уровень владения умениями когнитивного опосредования поведения является фактором, определяющим уровень социально-коммуникативной и личностной компетентности.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация студентов из северных сельских районов, личностная и социально-коммуникативная компетентность, умения когнитивного опосредования поведения, психолого-педагогическое сопровождение студентов
Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Минеева С.И.
Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление:
практика и анализ. 2001. № 4.
Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность
учения // Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А.
Володарской. М., 1998.
Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического
исследования // Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А.
Володарской. М., 1998.
Голоухова Г.Н. Малокомплектная сельская школа Архангельской области
// Проблемы современной сельской школы: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции (5–6 ноября 2009 г.) / Отв. ред. и сост. Л.В.
Вохминова, И.Г. Маракушина. Архангельск, 2009.
Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в
психологии // Психологическая наука и образование. 2012. № 2.
Зарембо Н.А. Оценка эффективности психологической помощи
студентам-первокурсникам (на примере Поморского государственного университета
им. М.В. Ломоносова г. Архангельска) // Прикладная психология как ресурс
социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального
кризиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции 11– 13
ноября 2010 г.: В 3 кн. Кн. 3 / Отв. ред. О.Г. Носкова; под ред. Ю.П. Зинченко,
Ю.К. Стрелкова, Г.Н. Солнцевой, И.В. Евсевичевой. М., 2010.
Зарембо Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение вузовской
адаптации студентов из сельской местности районов крайнего Севера // Вестн.
Северного (Арктического) федерального ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные
науки. 2012. № 2.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2001.
Кузьмина В.М. Особенности социально-психологической адаптации
студентов в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006.
Маргиева Д.А. Социально-педагогическая адаптация студентов младших
курсов к учебно-воспитательному процессу в вузе: Дис. ... канд. пед. наук.
Владикавказ, 2010.
Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)»:
Руководство. М, 2004.
Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. М, 2006.
Психология адаптации и социальная среда: проблемы, подходы, перспективы /
Под ред. А.Л. Журавлева, Л.Г. Дикой. М, 2006.
Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.
Бодалева. М., 2011.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от
деятельности к личности. М., 1995.
Традиции и инновации в подготовке социальных педагогов: монография / [О.Е.
Павозкова и др.]; отв. ред. И.Г. Маракушина; Поморский гос. ун-т им. М.В.
Ломоносова. Архангельск, 2010.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В.
Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы
психологии. 2009. № 3.
Ellis A. The humanism of rational emotive behavior therapy and other
behavior therapies // Journal of Humanistic Education and Development. 1996. №
3.