Обсуждается вопрос психологической безопасности образовательной среды школы в оценках учителей и учеников. Определяются ведущие характеристики образовательной среды в представлениях субъектов учебно-воспитательного процесса. Излагаются результаты эмпирического исследования параметров образовательной среды, проведенного на базе средних общеобразовательных школ Москвы, в котором участвовали 58 младших подростков (12–13 лет) и 46 старших подростков (15–16 лет). Анализируются параметры удовлетворенности и защищенности образовательной среды школы и устанавливается взаимозависимость между ними. Делается вывод, что полученные данные подтверждают важность поддержания позитивных межличностных отношений между участниками образовательного процесса и показывают векторы их развития с целью достижения высокого уровня психологической безопасности образовательной среды школы в целом.
Ключевые слова: психологическая безопасность, социально-психологические компоненты, уровень удовлетворенности и защищенности образовательной среды, характеристики образовательной среды, психологическая оценка безопасности образовательной среды
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.
СПб., 2002.
Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая
безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М.,
2009.
Елатенцева Л.Ю. Организационно-методический аспект создания
психологически безопасного образовательного пространства // Безопасность
образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. и сост. Г.М.
Коджаспирова. М., 2008.
Калугин Д.В. Психологическая оценка безопасности образовательной
среды школы субъектами учебно-воспитательного процесса // Российский научный
журнал. 2011. № 4.
Караваева В.А. Толерантное взаимодействие учащихся как основа
психологической безопасности образовательной среды // Безопасность
образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. и сост. Г.М.
Коджаспирова. М., 2008.
Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды в
эмоционально-личностном состоянии учащихся // Психологическая наука и
образование. 2009. № 5.
Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности
образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Дис.
…канд. психол. наук. СПб., 2005.
Рубцов В.В., Баева И.А., Ковров В.В. Система экспертизы
психологической безопасности образовательной среды // Итоговые результаты 2-го
этапа эксперимента, ГЭП. М., 2009.