Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды

Березина Т.Н. доктор психологических наук, профессор, Московский городской психолого-педагогический университет, кафедра научных основ экстремальной психологии, Москва, Россия, tanberez@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Предлагается новый методический прием для объективного измерения положительных эмоций, возникающих у студента в различных ситуациях образовательной среды. Вводится понятие «подлинные эмоции». Им обозначаются эмоции, которые вызывают изменение функционального состояния организма и влияют на отходящий от него запах. Утверждается, что эмоционально безопасная образовательная среда должна обеспечивать возникновение подлинных положительных эмоций и снижать вероятность возникновения подлинных отрицательных эмоций. Приводятся данные экспериментального исследования подлинных положительных эмоций в трех основных ситуациях жизни студента: учебные занятия (лекция), воображаемые ситуации радости (тренинги, мероприятия студенческой жизни), реальные жизненные ситуации вне стен вуза. Показано, что в 0,4–0,5 % воображаемых ситуаций, а также реальных жизненных ситуаций у студентов изменяется функциональное состояние организма, что сопровождается появлением алкоподобных веществ в выдохе. Описываются эти ситуации (пищевое удовольствие, встреча с любимым человеком, контроль боли, восприятие искусства и т.п.). Указывается, что в контрольной серии замеров, когда студенты находились в нейтральном функциональном состоянии (на лекции), алкоподобные вещества в выдохе не фиксировались.

Ключевые слова: образовательная среда, безопасность, положительные эмоции, радость, удовольствие, запах, функциональное состояние, алкоголь в выдохе

Рубрика: Психология безопасности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Березина Т.Н. Актуализация резервных возможностей человека и подлинные эмоции// Психология и психотехника. 2009.  № 7.
  2. Березина Т.Н. Базовые эмоции и запахи: ассоциативный эксперимент// Психология и психотехника. 2009. № 1(4).
  3. Березина Т.Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов // Вестник Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 3.
  4. Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.
  5. Березина Т.Н. Реакции человека на представление образов спиртного //Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4.
  6. Березина Т.Н., Рыбцов С.А., Хитрякова Е.И. Стресс и резервные способности человека (может ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4.
  7. Дружинин В.Н.  Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
  8. Практикум   по   психологии   состояний:   Учеб.   пособие / Под   ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004.
  9. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М., 1998.
  10. LeDoux J. The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life. N. Y., 1996.
  11. Villemure C., Bushnell M.C. The effects of the steroid androstadienone and pleasant odorants on the mood and pain perception of men and women// European Journal of Pain. 2007. № 11.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика