Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях

Байковская Н.А. Научный сотрудник, педагог-психолог, Лаборатория модернизации психологической службы системы образования МГППУ, ГБОУ СОШ №1411 с углублённым изучением английского языка, Москва, baykovskaya@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Анализируются идеи зарубежных исследователей (Дж. Гиббс, К. Бэссингер, Дж. Флэйвел, Дж. Снэри), пересматривающих положение Л. Кольберга о когнитивном развитии, которое лежит в основе становления моральных суждений, являющихся, как правило, узнаваемыми в разных культурах. Отмечаются точки пересечения различных подходов современных ученых. Описываются результаты эмпирического исследования особенностей развития моральных суждений детей младшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы и учащиеся национального еврейского центра образования (всего 367 человек: 198 девочек и 169 мальчиков в возрасте 8–10 лет). Использовался метод предъявления нравственных ситуаций-дилемм. Результаты исследования подтверждают актуальность основных положений Л. Кольберга о содержании преконвенционального уровня развития моральных суждений ребенка, о закономерностях перехода на конвенциональный уровень, а также иллюстрируют особенности прочтения принципа межкультурной универсальности, обсуждаемого современными зарубежными авторами.

Ключевые слова: моральное развитие, универсальность стадий морального развития, гибкость моральных суждений, младший школьный возраст

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Байковская Н.А. Об исследовании способности к сочувствию и уровня развития моральных суждений у младших школьников // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2012. № 3.
  2. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка. М., 2006.
  3. Счастная Т.Н. Особенности проявления сопереживания как социального качества у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы социальной психологии: вопросы теории и практики:  Сб. науч. трудов / Под ред. О.Б. Крушельницкой, Н.Н. Толстых, О.Е. Хухлаева. М., 2012.
  4. Уланова Н.С. Особенности ориентации на социальные нормы у младших школьников в разных образовательных учреждениях: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
  5. Flavell J.H., Miller P.H. Cognitive Development. N. J., 2002.
  6. Gibbs J.C. Kohlberg’s stages of moral judgment: A constructive critique// Harvard Educational Review. 1977. № 47.
  7. Gibbs J.C., Basinger S., Snarey J. Moral judgment development across cultures: Revisiting Kohlberg’s universality claims // Developmental Review. 2007. № 4.
  8. Haggbloom, S. J. The 100 most eminent psychologists of the twentieth century. // Review of General Psychology. 2000. № 6.
  9. Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991.
  10. Siegler R. Unidimensional Thinking, Multidimensional Thinking, and Characteristic Tendencies of Thought. Chicago, 1996.
  11. Walker L.J. Gender and Morality. N. J., 2006.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика