Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Социально-психологические аспекты развития творческих способностей человека в процессе образования

Красило Т.А. кандидат психологических наук, Доцент, кафедра теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, t-krassilo@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Влияние социума на развитие творческих способностей человека противоречиво. Социальный опыт закладывает основу творческой деятельности в процессе развития воображения и формирования интересов, потребностей, мотивов и позитивного отношения к окружающей действительности, и это приводит к выводу о невозможности развития творческой личности в условиях «свободного» воспитания. Однако сам социальный опыт нередко порождает внутренние ограничения творческих идей – становится источником возведения барьеров творчеству. Способом разрешения данного противоречия, утверждается в статье, может стать рассмотрение в качестве «ограничителя» творческой деятельности не самих социальных знаний, а отношения к ним как к непререкаемому абсолютному правилу, требующему обязательности соблюдения. Этот подход позволяет искать возможные пути развития творческих способностей человека через формирование в ходе образовательного процесса отношения к осваиваемому социальному опыту как к развивающейся, изменчивой системе.

Ключевые слова: творческая деятельность, творческая личность, способности к творчеству, социум, социальные знания, освоение культурного опыта, отношение к знаниям, свободное обучение, проблематизация.

Рубрика: Психология творчества и одаренности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание.  Самара, 1998.
  7. Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  8. Красило Т.А. Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. № 3.
  9. Красило Т.А. К проблеме критериев творческой деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. М., 2010. № 3.
  10. Кудрявцев В.Т. Свобода учиться: Роджерс идет навстречу Давыдову…// Психологическая наука и образование. 2010. № 4.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 4-е изд. М., 1981. Линдсей Г.,  Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов; ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А.Капустин. М., 1998.
  12. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы  психологии. 1989. № 6.
  14. Мелик-Пашаев А.А. Память художника // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  15. Морено Я. Психодрама. М., 2001
  16. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.,1995.
  17. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М., 1989.
  19. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика