Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Социальная психология образования как отрасль научного знания

Крушельницкая О.Б. кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, social2003@mail.ru
Орлов В.А. кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, vladimirorlov@bk.ru
Сачкова М.Е. кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, msachkova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье обсуждаются вопросы становления нового научного направления – социальной психологии образования. Большинство ключевых явлений, которые изучает современная социальная психология, не могут не влиять на успешность обучения и воспитания индивида. Поэтому наряду с традиционными общепсихологическими, психолого-педагогическими, психолого-возрастными, психофизиологическими и другими подходами к решению задач системы образования рассматривается возможность повышения эффективности учебно-воспитательного процесса средствами активно развивающейся социальной психологии. О перспективности такого подхода свидетельствуют результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований, в том числе выполненных сотрудниками Московского городского психолого-педагогического университета. В статье рассматриваются пути разработки концепции социальной психологии образования. Обсуждаются подходы к определению предмета, цели и задач, а также методов новой научной дисциплины. Анализируются возможности дальнейшего использования потенциала социальной психологии для решения проблем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и всестороннего личностного развития учащихся.

Ключевые слова: социальная психология образования, субъекты образовательного процесса, взаимодействие, педагогическое общение, учитель, учащиеся, ученическая группа

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Акопов Г.В. Социальная психология образования.  М., 2000.
  2. Антошкин В.Н., Ахмадеев А.А. Социальная психология в педагогике.  Уфа, 2000.
  3. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Автореф. дис. … д-ра психол. наук.  М., 2009.
  4. Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой, К.К. Платонова.  М, 1975.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие.  М., 2008.
  6. Крушельницкая О.Б. Условия повышения готовности специалистов к социально-психологической работе в образовательном учреждении //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2795.phtml
  7. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования / Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О.Б. Крушельницкой.  М.,  2011.
  8. Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1–3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой.  М.,  2007–2009.
  9. Орлов В.А. Социально-психологические особенности проектирования учебного курса совершенствования коммуникативной компетентности школьного учителя // Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 2 / Под ред. О.Б. Крушельницкой. М., 2008 .
  10. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.  
  11. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова.  М., 2005.
  12. Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сб. науч. трудов. Вып. 1–8 / Под ред. М.Ю.Кондратьева. М., 2003–2010.
  13. Belfi B., Goos M., De Fraine B., Van Damme J. The effect of class composition by gender and ability on secondary school students’ school well-being and academic self-concept: A literature review// Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 1.
  14. Brand S., Felner R.D., Seitsinger A., Burns A., Bolton N. A large scale study of the assessment of the social environment of middle and secondary schools: The validity and utility of teachers' ratings of school climate, cultural pluralism, and safety problems for understanding school effects and school improvement // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. Issue 5. October .
  15. Cardosoa A.P., Ferreirab M., Abrantesc J.L., Seabrac C., Costad C. Personal and Pedagogical Interaction Factors as Determinants of Academic Achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29.
  16. Kim Y. Minority parental involvement and school barriers: Moving the focus away from deficiencies of parents // Educational Research Review. 2009. Vol. 4. Issue 2.
  17. Kuppens S., Grietens H., Onghena P., Michiels D., Subramanian S.V. Individual and classroom variables associated with relational aggression in elementary-school aged children: A multilevel analysis // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. Issue 6. December.
  18. Nurmi J.-E. Students’ characteristics and teacher-child relationships in instruction: A meta-analysis // Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 3. December .
  19. Ruijs N.M., Peetsma T.T.D. Effects of inclusion on students with and without special educational needs reviewed // Educational Research Review. 2009. Vol. 4. Issue 2.  
  20. Van Gennip N.A.E., Segers M.S.R., Tillema H.H. Peer assessment for learning from a social perspective: The influence of interpersonal variables and structural features // Educational Research Review.  2009. Vol. 4. Issue 1.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика