Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Взаимосвязь системы ценностных ориентаций старших подростков со статусным положением в ученической группе

Кутейникова В.Д. педагог-психолог, ГБОУ СОШ № 405, Москва, kuteinikova.vikt@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты исследования социально-психологических особенностей групповых и индивидуальных ценностных ориентаций старших подростков. В качестве основных рассмотрены такие критерии анализа, как содержание и направленность ценностных ориентаций, уровень ценностно-ориентационного единства ученической группы. В исследовании участвовали 86 старшеклассников – учащиеся IX–XI классов общеобразовательных школ г. Москвы. Применялся комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, методика «Ценностные ориентации и направленности личности» Л.Н. Силантьевой, методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы. Полученные результаты показывают, что в старших школьных классах существует взаимосвязь между статусом ученика в группе и системой его индивидуальных и групповых ценностных ориентаций. Наиболее значимые различия у учащихся с разным статусным положением обнаружены по содержанию и направленности ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценностные ориентации, подростковая ученическая группа, статус, ценностно-ориентационное единство группы

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М., 2006.
  2. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии.  2000. № 4.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск, 2000.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Кульчицкая Е. И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений.  М., 1972.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998.
  7. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.
  8. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Среднестатусный подросток в школьном классе и детско-юношеской организации // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Науч.-метод. журнал. 2010. № 3. Т. 16.
  9. Селиванова Н.Л. Школьный класс. М., 1988.
  10. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. Москва – Амстердам.  М., 1994.
  11.  Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика