Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

О системах отношений «одаренный учащийся – учитель» и «учитель – одаренный учащийся» в общеобразовательной школе

Мешкова Н.В. кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, nmeshkova@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматриваются социально-психологические аспекты специфичных отношений в системах «учитель – одаренный учащийся» и «одаренный учащийся – учитель». Последовательно обосновывается необходимость учета собственно социально-психологических требований к личности и к роли «особого учителя для одаренных» при целенаправленном отборе и подготовке учителей для развивающей работы с одаренными учащимися в условиях общеобразовательной школы. Раскрываются особенности взаимоотношений и взаимной значимости педагога и одаренного учащегося в зависимости от возрастных характеристик последнего. Принципиально важной позицией, заявленной в статье, является базирующееся на основных положениях концепции персонализации представление о том, что креативность и личностная «творческость» учителя выступает не только как индивидуально-психологическая его особенность, но и как эффективный канал трансляции индивидуально-специфических подходов данного конкретного педагога к жизненным проблемам в целом и к проблемным сферам интересов его одаренных учеников в частности.

Ключевые слова: одаренность, одаренная развивающаяся личность, определяющий и зависимый типы взаимоотношений развивающейся личности, социальная ситуация развития личности, отношения межличностной значимости, «особый учитель для одаренных»

Рубрика: Психология творчества и одаренности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бакунчик Н.Ю. Толерантность-интолерантность руководителей в отношении творческой личности // Социальная психология творчества – 2007:  Сб. науч. трудов / Под  ред. В.Г. Грязевой-Добшинской. Челябинск, 2007.
  2. Глухова В.А. Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения. URL: http://www.lab.psytest.ru/ru/Poleznaja_informacija/Izbrannye_stati/Gluhova_V.A._odarennost
  3. Грязева-Добшинская В.Г. Толерантность к творческой личности  и интеграционные процессы в группе // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. М., 2011.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  5. Маркелов Е.В. О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
  6. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа с одаренными в сфере образования: социально-психологическая составляющая // Социальная психология и общество.  2012. № 1.
  7.  Николаева Ю.В. Психологические факторы адаптации одаренных подростков в условиях школы-интерната: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
  8. Петровский А.В. Развитие личности в системе межличностных отношений // Социальная психология: Учеб. пособие для педвузов / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  9. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского.  М., 1979.
  10.  Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского.  М., 1987.
  11.  Рубцов В.В., Журавлев А.Л., Марголис А.А., Ушаков Д.В. Образование одаренных – государственная проблема // Психологическая наука и образование.  2009. № 4.
  12.  Фостик Н.М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения: Дис. …канд. психол. наук. М., 2005.
  13. Geake J.G., Gross M.U.M. Teachers’ negative affect toward academically gifted students: An evolutionary psychological study // Gifted Child Quarterly. 2008. № 52.
  14.  Goetz T., Preckel F., Zeidner M.,  Schleyer F. Big fish in big pond: A multilevel analysis of anxiety and achievement in special gifted classes // Anxiety Stress Coping. 2008. № 21.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика