Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися

Петрушихина Е.Б. кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и юридической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, ebpetr@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Обобщаются результаты социально-психологических исследований классного руководства, выполненные на основе теоретической модели ценностного обмена, разработанной Р.Л. Кричевским. Классное руководство понимается как вид управленческой деятельности педагога, направленной на организацию коллектива учащихся. Проведенный факторный анализ показал наличие двух основных факторов эффективности классного руководства – характера отношений между учащимися и отношений учащихся с классным руководителем. В качестве особенностей деятельности педагога рассматриваются проявления установок по отношению к учащимся, стиль руководства, характеристики индивидуального взаимодействия с учениками. Показано, что активность классного руководителя, направленная на удовлетворение важнейших социальных потребностей учащихся, имеет два основных измерения – заботу об учащихся и развитие их мотивации. Анализируется влияние социально-перцептивных характеристик педагога на эффективность его взаимодействия с учащимися. Выявлены особенности самооценки и рефлексивной оценки личности и деятельности классного руководителя, специфика каузальной атрибуции успехов и неудач учащихся в различных сферах школьной жизни.

Ключевые слова: классное руководство, ценностный обмен, педагогическое взаимодействие, эффективность руководства, самооценка личности и деятельности, социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Кричевский Р.Л. Исследование эффективности руководства учебными коллективами //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис.  М., 1980.  
  2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007.
  3. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
  4. Носова М.Л. Должностные обязанности классного руководителя // Классный руководитель.  2002. № 4.
  5. Петрушихина Е.Б.  Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Дис. … канд. психол.  наук. М., 1991.
  6. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис. … канд. психол.  наук. М., 1992.
  7. Цымпеу М.Д. Взаимовлияние классного руководителя и старшеклассников в педагогическом общении: Дис. … канд. психол. наук. М., 1990.
  8. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб., 2003.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика