Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности представлений подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект

Сачкова М.Е. кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, msachkova@mail.ru
Тимошина И.Н. выпускница кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, irina.timoshina@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается взаимосвязь статусной структуры ученической группы с гендерными характеристиками в подростковом возрасте. Анализируются представления разных по статусу подростков о себе и о лидере ученической группы. Обсуждаются выявленные в ходе эмпирического исследования гендерные особенности, детерминирующие статусную позицию учащихся в подростковой группе. В соответствии с целью и задачами исследования использовался комплекс социально-психологических методик и методических приемов: социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, опросник С. Бем (в классическом и модифицированном вариантах). В исследовании приняли участие 138 подростков – учащиеся VI–VIII классов общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 12–14 лет. Показано, что представления подростков о лидере содержат в себе выраженные маскулинные черты. Доказано, что гендерно типизированное поведение больше характерно для низкостатусных учащихся.

Ключевые слова: подростки, статусная структура, гендерная идентичность, гендерно типизированное поведение

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 1999.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
  3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб., 2004.
  4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теоретическое обоснование //  Гендер как инструмент познания и преобразования общества / Ред.-сост. Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. М., 2006.
  5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие: 2-е изд., доп.  Минск, 2000.
  6. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб. пособие.  М., 2008.
  7. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. № 5.
  8. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.
  9. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика