Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье

Шульга Т.И. доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии, МГОУ, Москва, shulgatatiana@gmail.com
Татаренко Д.Д. Психолог, НОУ Центр развития ребенка с углубленным изучением английского языка ENS, Москва, Kd-611@list.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты исследования психологических особенностей подростков-сирот, проживающих вне семьи и имеющих нарушения социализации на микроуровне. Предполагалось, что дети, с рождения испытывающие тотальную материнскую депривацию, сложно адаптируются к жизни. Выявлено, что у данной группы подростков выше уровень мотивационных тенденций, отражающих боязнь быть отвергнутым, а также уровень подозрительности. Они в большей степени, чем их сверстники, убеждены в том, другие люди замышляют что-то недоброе и могут причинить вред, демонстрируют высокую степень раздражительности, готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, напряжение, ярость). Эти особенности важно понимать специалистам, чтобы создать систему воспитания, позволяющую корректировать негативные аспекты, готовить ребенка к замещающей семье, осуществлять поддержку и сопровождение в течение периода адаптации, помогать кандидатам в приемные родители.

Ключевые слова: социализация, семейная депривация, нарушения, замещающие семьи, сопровождение, материнская забота, психическая депривация

Рубрика: Психология трудного детства

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность ребенка к матери. М., 2003.
  2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический поход к консультированию детей и подростков. М., 2003.
  3. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России.  М., 2002.
  4. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  5. Михайлова Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М., 2004.
  6. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми //  Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. 2010. № 4.
  7. Татаренко Д.Д. Детско-родительская адаптация в замещающих семьях // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки.  2012. № 2.
  8. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
  9. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье// Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки.  2012. № 2.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика