Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Ролевые ожидания в педагогическом общении тренера и спортсмена как фактор спортивной результативности

Светлова А.А. Методист, Окружной методический центр ЦОУО Департамента образования города Москвы, Москва, a.svetlova@ymail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования социально-психологических факторов эффективности подготовки спортсменов-юниоров. Показаны особенности взаимосвязи результативности подготовки юниора и характера его взаимоотношений с тренером. В исследовании приняли участие 187 спортсменов (101 девушка и 86 юношей в возрасте 16–20 лет) и их тренеры (46 чел. со стажем профессиональной работы от 13 до 17 лет); вид спорта – фехтование. Методическими средствами исследования стали наблюдение, опрос, анализ документов, методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности», опросник «МУН» (А.А. Реан), методика исследования отношений между спортсменом и тренером (Ю.Л. Ханин, А.В. Стамбулов), а также авторская анкета «Выявление профиля реального и идеального тренера». В ходе исследования подтверждено предположение, что чем более успешен спортсмен, тем в большей степени его ролевые ожидания от взаимодействия с тренером совпадают с представлениями тренера об эффективной работе со спортсменом. Кроме того, юниоры, занимающие более высокое место во Всероссийском рейтинге спортсменов, имеют оптимальный мотивационный комплекс личности и наиболее выраженную мотивацию достижения успеха.

Ключевые слова: педагогическое общение, спортсмены-юниоры, тренеры, ролевые ожидания, эффективность спортивной деятельности

Рубрика: Психология спорта

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Особенности использования образов спортсменами, занимающимися легкой атлетикой и художественной гимнастикой //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 3. URL:http://www.psyedu.ru/journal/2011/3/2415.phtml
  2. Донцов А.И. Психология коллектива. М.,1984.
  3. Ильин Е.П. Психология спорта.  СПб., 2009.
  4. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
  6. Макарова А.К.Психология труда учителя. М., 1993.
  7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.  М., 1982.
  8. Психодиагностика в спорте: Учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова.  М., 2005.
  9. Социальная психология/ Под ред. А.Л.Журавлева. М., 2002. 
  10.  Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. И.П. Волкова.  СПб., 2002.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика