Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Позитивный личностный ресурс педагога и особенности эмоциональных состояний его учеников

Труляев Р.А. аспирант, кафедра педагогической и возрастной психологии факультета психологии Днепропетровского национального университета им. О. Гончара, Украина, Trulyaev_Roman@i.ua
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье раскрыт психологический механизм влияния уровня сформированности позитивных ценностей педагога на учебную успеваемость учеников, одним из ключевых компонентов которого являются эмоциональные состояния учащихся. Целью представленного исследования является изучение роли «ценностей в действии» педагога в возникновении положительных и отрицательных эмоциональных состояний школьников. Была выдвинута гипотеза о том, что позитивные ценности и стоящие за ними «сильные» черты характера педагога определяют специфику эмоциональных состояний его учеников во время урока. В исследовании приняли участие 241 педагог-предметник и 556 учеников VI, VIII, X, XI классов нескольких общеобразовательных школ г. Кривой Рог. В результате проведенного исследования было доказано, что высокий уровень выраженности позитивных ценностей педагога, отражаясь в его профессионально важных качествах, обеспечивает возникновение позитивно окрашенных эмоциональных состояний учеников. Также были выявлены закономерности влияния позитивного личностного ресурса педагога на интенсивность переживаемых учениками во время уроков эмоциональных состояний.

Ключевые слова: В статье раскрыт психологический механизм влияния уровня сформированности позитивных ценностей педагога на учебную успеваемость учеников, одним из ключевых компонентов которого являются эмоциональные состояния учащихся. Целью представленного исследования является изучение роли «ценностей в действии» педагога в возникновении положительных и отрицательных эмоциональных состояний школьников. Была выдвинута гипотеза о том, что позитивные ценности и стоящие за ними «сильные» черты характера педагога определяют специфику эмоциональных состояний его учеников во время урока. В исследовании приняли участие 241 педагог-предметник и 556 учеников VI, VIII, X, XI классов нескольких общеобразовательных школ г. Кривой Рог. В результате проведенного исследования было доказано, что высокий уровень выраженности позитивных ценностей педагога, отражаясь в его профессионально важных качествах, обеспечивает возникновение позитивно окрашенных эмоциональных состояний учеников. Также были выявлены закономерности влияния позитивного личностного ресурса педагога на интенсивность переживаемых учениками во время уроков эмоциональных состояний.

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  2. Бандура А. Теория социального научения. Спб.: Евразия, 2000.  320 с.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
  4. Личностный потенциал: структура и диагностика/Под ред. Д.А. Леонтьева.  М.: Смысл, 2011. 680 с.
  5. Мерзлякова Д.Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников // Психологическая наука и образование. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2111.phtml (дата обращения: 23.08.2012).
  6. Педаяс М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании / Редколлегия: Э. Э Антон и др. Таллин: ТПИ, 1979. 278 с.
  7. Прохоров А.О., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 57–69.
  8. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье
    и смысл жизни. М.: София, 2006.
    368 с.
  9. Скворцова Ю.В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 193 с.
  10. Тихомиров О.К., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 23–31.
  11. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности
    и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
    490 с.
  12. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 42–49.
  13. Носенко Е.Л., Грисенко Н.В. Новий підхід до дослідження «цінностей у дії»: переваги, досвід, застосування для вивчення чинників емоційного вигорання педагога // Проблеми сучасної психології: зб. наук. пр.. К-ПНУ ім. І. Огієнка Ін-ту психології ім.
    Г. С. Костюка АПН України.   2010.  Вип. 10. С. 490 – 500.
  14. Росоха В.О. Емоційність у взаємостосунках викладача вищого навчального закладу з курсантами: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Харків, 1997. 21 с.
  15. Fredrickson B.L. Positive emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires // Cognition and Emotion.  2005.  № 19 (3). P. 313–332.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика