Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Уровень осмысленности жизни у офицеров спецназа: от юности к зрелости

Апасова Е.В. соискатель кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, kate-21-73@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Обсуждается проблема личностного роста в юности, молодости и зрелости при профессиональной подготовке и достижении высокого уровня профессионального мастерства офицерами специальных подразделений. Предполагается, что в профессиональной деятельности офицера основополагающим фактором личностного роста являются требования, предъявляемые к его личности профессией. Описывается эмпирическое исследование, проведенное с участием курсантов военного училища, готовящего офицеров спецназа (юность), и офицеров спецназа (25–29 лет – молодость; 30–45 лет – зрелость). Применение методики А. Лэнгле и К. Орглер «Шкала экзистенции» («Existenzskala») позволило установить уровень экзистенциальной исполненности как центрального аспекта осмысленности жизни. Выявлено, что экзистенциальная исполненность и ее компоненты возрастают по своему уровню в период профессиональной подготовки (различия между показателями курсантов I и IV курсов статистически значимы). Наиболее высокие показатели экзистенциальной исполненности характерны для офицеров спецназа (различия между группами офицеров и курсантов статистически значимы), причем рост этих показателей от молодости к зрелости не значителен.

Ключевые слова: профессия офицера, экзистенциальная исполненность, юность, молодость, зрелость

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Васанов А.Ю. Взаимосвязь ценностных ориентаций с характеристиками экзистенциальной наполненности // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010.  
    C. 661–666.
  2. Ермолаева А.В. Психологические особенности личности военнослужащего – участника боевых действий [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 13.06.2013).
  3. Зелянина А.Н. Динамика индивидуально-психологических особенностей ветеранов боевых действий с различным характером военной травмы: Автореф. дис. … канд. психол. наук. M., 2013. 24 с.
  4. Квасцова О.Г. Трансформация временной перспективы личности
    в экстремальной ситуации: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  M., 2013. 34 с.
  5. Ленгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия: 2-е изд.
    M.: Генезис, 2004. 128 с.
  6. Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: 2-е изд.  M.: Генезис, 2008. 159 с.
  7. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути// М. Пруст. В поисках утраченного времени. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. ин-та, 1997. 571 с.
  8. Франкл В. Воля к смыслу.  М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева.   М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  10. Шеховцова Л.Ф. Экзистенциальные аспекты возрастной психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3.  C. 158–171.
  11. Экзистенциальный анализ: Бюллетень/ Ред. совет: А. Лэнгле, С. Лэнгле,
    С.В. Кривцова, Н.С. Игнатьева, А.С. Баранников, И.Н. Ефимова, И.А. Ларина, Г.А . Петрова, С.А. Мардоян. 2009. № 1. М.:ИЭАПП, 2009. 207с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика