Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии

Мартынова И.Р. аспирантка кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, irina.mart.r@gmail.com
Ошевский Д.С. кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии, старший научный сотрудник, факультет юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университет, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва, Россия, dso@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Анализируются статистические данные, касающиеся уровня подростковой преступности и отклоняющегося поведения у несовершеннолетних в Российской Федерации. С акцентом на механизмы совладания со стрессом описываются подходы к исследованию факторов риска агрессии у подростков. Приводятся результаты предварительного эмпирического исследования, направленного на выявление специфических копинг-стратегий у подростков с заострением характерологических черт, склонных к агрессивному реагированию. Авторы отмечают, что в качестве факторов, повышающих вероятность агрессивного реагирования, можно рассматривать склонность к конфронтации и уходу от конструктивного рационального разрешения проблем, а также низкий самоконтроль над эмоциональными побуждениями; важную роль в формировании готовности к агрессивному реагированию играют эмоция гнева и враждебное восприятие ситуаций.

Ключевые слова: копинг-стратегии, акцентуация характера, агрессивное поведение подростков

Рубрика: Юридическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Блекборн Р. Психология криминального поведения. СПб.: Питер,  2004.  495 с.
  2. Булыгина В.Г. Нарушения саморегуляции у несовершеннолетних
    с выраженными психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006.  22 с.
  3. Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопросы психологии. 1998.  № 2.  С. 136–143.
  4. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков
    с противоправным поведением. М.: РИО «ГНЦ ССП Росздрава», 2004. 352 с.
  5. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал.  2007.  № 1. С. 115–124.
  6. Информация всероссийского портала «Ювенальная Юстиция России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents http://www.psyedu.ru (дата обращения: 26.06.2013).
  7. Информация сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс].  URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports  (дата обращения: 26.06.2013).
  8. Информация сайта Президента Российской Федерации [Электронный ресурс].  URL:  http://kremlin.ru/news/17461 (дата обращения: 4.06.2013).
  9. Информация сайта Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. URL:  http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0012/121314/E94277.pdf (дата обращения: 26.06.2013).
  10. Калашникова А.С. Психологические механизмы аутоагрессивных
    и гетероагрессивных действий у лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости: Автореф. дис. …  канд. психол. наук.  М., 2010.  20 с.
  11. Крыжановская И.В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред.  
    И.И. Ильясова: В 2 ч.Ч. 2. Челябинск, 2005. С. 27–37.
  12. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: Автореф. дис. …  канд. психол. наук.  М., 2006. 21 с.
  13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога.  2007. № 3.  С. 93–112.
  14. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков.  
    М.: АпрельПресс, 1999. 406 с.
  15. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: Пособие для врачей и медицинских психологов / Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я.  СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.  38 с.
  16. Никитин A.B. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М., 2006.  22 с.
  17. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М, 2006. 22 с.
  18. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология агрессии //Психологический журнал. 1999. № 6. С. 24–35.
  19. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии: Монография. М.: Смысл, 2003. 300 с.
  20. Семенова О.Ф. Особенности смысловой сферы несовершеннолетних
    с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  М., 2001. 21 с.
  21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1994. № 1. С. 63–74.
  22. Ушанова А.А. Личностные детерминанты агрессии подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  Ярославль 2009. 20 с.
  23. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: The Coping Strategy Indicator // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 4. Р. 1066–1074.
  24. Farrington D. Early predictors of adolescent aggression and adult violence // Violence and Victims / Eds. I. D. Waldman. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. Р. 79–100.
  25. Farrington D. Childhood aggression and adult violence: Early precursors and later life outcomes // The Development and Treatment of Childhood Aggression /Eds. D.J. Pepler,  K.H. Rubin. Hillsdale.  N. Y.: Lawrence Erlbaum, 1991. Р. 5–29.
  26. Farrington D. Multiple Risk Factors for Multiple Problem// Multi-problem Violent Youth/  Eds. R.R. Corrado. Cracow,  2002. Р. 23–35.
  27. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. N. Y.: McGraw-Hill, 1966. 236 р.
  28. Lodewijks H.P.B., Doreleijers T.A.H. et al.  Predictive validity of the Structured Assessment of Violence Risk in Youth (SAVRY) during residential treatmen // International Journal of Law and Psychiatry.   2008.  Vol. 31.  Р. 263–271.
  29. Loeber R., Farrington, D.P., Stouthamer-Loeber M.  et al. The development of male offending: Key findings from fourteen years of the Pittsburgh Youth Study // Taking Stock of Delinquency: An Overview of  Findings from Contemporary Longitudinal Studies/ Eds. T. Thornberry, M. Krohn. N. Y.: Kluwer/Plenum, 2003. Р. 93–136.
  30. Smart D., Prior M. et al. Children with reading difficulties: A six-year follow-up from early primary school to secondary school //Australian  Journal of  Psychology. 2001. Vol. 35. Р. 45–53.
  31. Taylor S. Coping Strategies. 1998 [Электронный ресурс].  URL: www. http://www.macses.ucsf.edu/Research/Psychosocial/notebook/coping.html (дата обращения: 26.06.2013).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика