Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Функции аргументации при решении противоречивых ситуаций социального взаимодействия разновозрастными школьниками

Морозова Т.В. аспирантка кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, Tanya_morozova@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье отражены результаты исследования функций аргументации в решении противоречивых ситуаций социального взаимодействия, в котором приняли участие младшие школьники (III – IV классы), учащиеся средней школы (V и VII классы) и старшей школы (X классы); всего 211 человек. Отправной точкой исследования являлся тезис о том, что напряжение, возникающее в противоречивой ситуации, не разрешается внешним образом, а требует от субъекта структурного анализа сложившегося положения вещей и принятия решения. Гипотезой исследования стало предположение о том, что аргумент, используемый субъектом в ситуации, может выполнять противоположные функции: реально изменять ситуацию либо формально устранять противоречие с целью снижения напряжения. Автор отмечает, что преодоление противоречия неизбежно связано с необходимостью прояснения правил взаимодействия между сторонами, а это в свою очередь представляет для субъекта определенные психологические риски (риск критики, неодобрения или наказания, риск потери вторичных выгод, которые дает неясная ситуация, и т. п.), затрудняющие продуктивное действие в противоречивой ситуации.

Ключевые слова: функции аргументации, противоречивая ситуация, социальная ситуация развития, разновозрастные школьники

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход //Перемены. 2000. № 1. С.81–107.
  3. Веракса Н.Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 1(2). С.39–59.
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. /Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
  5. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера//Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153–165.
  6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка/ Пер. с фр. В. Большакова. М.: Академический Проект, 2006. 480 с.
  8. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
  10. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / Под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. М.: Когито-Центр, 2005. 496 с.
  11. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. М.: Республика, 1992. С. 13–108.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика