Психологическая наука и образование psyedu.ru 2013. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)
Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения
Забродин Ю.М. доктор психологических наук, Московского городского психолого -педагогического университета, проректор по УМО, заведующий кафедрой организационной и экономической психологии, Москва, Россия, Zabrodin_yuri@mail.ru Гаязова Л.А. кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник МГППУ, Москва, Россия, gayazovala@mgppu.ru
Анализируется отечественный и зарубежный опыт, намечаются возможные пути решения проблем, связанных с разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога (учителя). Представлен краткий обзор исследований, посвященных механизмам разработки и использования стандартов в деятельности образовательной организации и педагога, отражены проблемы разработки и общественно-профессионального обсуждения проекта стандарта, определены направления внедрения стандарта и создания условий для его эффективного применения. Рассмотрены результаты дискуссий и общественно-профессионального обсуждения проекта стандарта. В числе вопросов, ждущих решения, отмечены: соответствие условий и ресурсов деятельности педагога требованиям профессионального стандарта, неоднозначное понимание требований, отраженных в стандарте, необходимость разработки прозрачной системы критериев оценки деятельности педагога, необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагог, учитель, общественно-профессиональное обсуждение
Власть и общество в России: развитие взаимодействия и
повышениеэффективности гражданского участия. Фрагменты доклада [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/
(дата обращения: 22.07.2013).
Июньские рейтинги одобрения, доверия и положения дел в стране 28.06.2013
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.levada.ru/28-06-2013/iyunskie-reitingi-odobreniya-
doveriya-i-polozheniya-del-v-strane (дата обращения: 22.07.2013).
Каким должен быть современный учитель? // Официальная страница Минобрнауки
России в Живом Журнале [Электронный ресурс]. URL:
http://mon-ru.livejournal.com/58390.html (дата обращения: 22.07.2013).
Общественное мнение – 2012. М.: Левада-центр, 2012. 232 с.
Профессиональный стандарт педагога. Общественные обсуждения // Официальный
сайт Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://sovet-edu.ru/web/main/discussions/-/message_boards/message/38005 (дата
обращения:20.07.2013).
Фолкнер Д. Что значит быть особенным руководителем школы? Требованияк
руководителям школ (Австралия) // Материалы II международного семинара
экспертов в области образования «Управление качеством образования». 2013,
февраль [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gazpromschool.ru/news/events1213/seminar_doclad.html (дата
обращения: 19.07.2013).
Al -Dajeh H.I. Jordanian vocational, secondary education teachers and
acquisition of the National professional standards// Education [serial online].
2012. September. № 133(1). P. 221–232.
Ellili-Cherif M., Romanowski M., Nasser R. All that glitters is not gold:
Challenges of teacher and school leader licensure licensing system in Qatar//
International Journal of Educational Development [serial online]. 2012. May. №
32(3). P. 471–481.
Hameed-Ur-Rehman, Baig M. Teachers' opinion/ perception about the National
professional standards for teachers (npst-2009) in Pakistan //
Interdisciplinary Journal of Contemporary Research in Business [serial online].
2012. April. № 3(12). P. 262–277.
Leonard S. Professional conversations: mentor teachers' theories-in-use
using the australian National professional standards for teachers// Australian
Journal of Teacher Education [serial online]. 2012. № 37(12).
Mayer, D., Mitchell, J., Macdonald, D., & Bell, R. Professional
standards for teachers: A case study of professional learning// Asia-Pacific
Journal of Teacher Education. 2005. № 33(2). P. 159–179.
Pedder D, Opfer V. Planning and organisation of teachers' Continuous
Professional Development in schools in England// Curriculum Journal [serial
online]. 2010. December. № 21(4). P. 433–452.
Thomas S, Kearney J. Teachers working in culturally diverse classrooms:
implications for the development of professional standards and for teacher
education// Asia-Pacific Journal of Teacher Education [serial online]. 2008. №
36(2). P.105–120.