Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Эффективный директор школы в представлениях руководителей образовательных учреждений

Бовина И.Б. доктор психологических наук, профессор кафедры криминальной психологии факультета юридической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, innabovina@yandex.ru
Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии МГППУ, Московский Городской Психолого-педагогический Университет, Москва, dvorian@gmail.com
Авдеев Е.С. кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии , факультет юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Avdei-amber@rambler.ru
Сафуанов Ф.С. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, руководитель лаборатории судебной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Москва, Россия, safuanovf@rambler.ru
Коноплева И.Н. кандидат психологических наук, доцент, кафедра юридической психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ing01@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Излагаются результаты подготовительного этапа исследовательского проекта, посвященного изучению того, как субъекты образовательного процесса понимают трансформацию системы образования. Исследование базируется на идеях теории социальных представлений, выстраивается в соответствии с положениями структурного подхода теории социальных представлений; для выявления и анализа структуры представления используется прототипический анализ П. Вержеса. В статье анализируются социальные представления руководителей образовательных учреждений Москвы, обсуждаются особенности структуры их представлений об эффективном директоре школы. По результатам исследования выдвигается предположение, которое будет проверяться в рамках основного этапа исследования, а также делаются выводы относительно формирования выборки для последующих этапов исследовательского проекта.

Ключевые слова: эффективный директор школы, социальные представления, структура социального представления, руководители образовательных учреждений

Рубрика: Психология профессиональной деятельности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Альтбах Ф. Перспективы стран БРИК: новые образовательные сверхдержавы?// Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США/ Под ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Дукевич, Л. Райсберг. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. С. 9–42.
  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект пресс, 2001. 318 с.
  3. Трушкова С.В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1543/12.12.29-%D0%A4%D0%97_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 22.09.2013).
  5. Abric J.-C. L’analyse structurale des représentations sociales// Les méthodes des sciences humaines/ Sous la dir. S.Moscovici, F.Buschini. P.: Presses Universitaires de France, 2003. P. 375–392.
  6. Epstein D., Miller R. Slow off the mark. Elementary school teachers and the STEM education [Электронный ресурс] // The Education Digest: Essential Readings Condensed for Quick Review. 2011. P. 4–10. URL: http://www.americanprogress.org/issues/2011/04/pdf/stem_paper.pdf (дата обращения: 23.11.13).
  7. Flament С., Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. P.: Armand Colin, 2003. 252 р.
  8. Gauthier D., Garnier C., Marinacci L. Les représentations sociales de l’enseignement et de l’apprentissage de la science et de la technologie d’élèves et d’enseignants du secondaire// Journal international sur les représentations sociales. 2005. Vol. 2. № 1. P. 20–32.
  9. Gilly M. Les représentations sociales dans le champ éducatif// Les représentationssociales/ Sous la dir. D. Jodelet. Paris: Presses Universitaires de France, 1996. P. 363–386.
  10. McClintock C.G., Allison S. Social value orientation and helping behavior// Journal of Applied Social Psychology. 1989. Vol.19. P. 353–362.
  11. Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. P.: Presses Universitaires de France, 1961. 650 р.
  12. Moscovici S. The phenomenon of social representations// Social Representations: Explorations in Social Psychology/ Ed. by G. Duveen. N. Y.: New York University Press, 2000. P.18–77.
  13. Pelt V., Poncelet D. Analysis of the semantic field of social representation between teachers and parents of the school/family relationship [Электронный ресурс] // Papers on Social Representations. 2012. Vol. 21. P. 9.1–9.31. URL: http://www.psych.lse.ac.uk/psr/ (дата обращения: 24.08.2013).
  14. Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation// Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV. № 405. P. 203–209.
  15. Vetter A. Teachers as architects of transformation: the change process of an elementary-school teacher in practitioner research group// Teacher Education Quarter, Winter. 2012. P. 27–49.
  16. Wagner W., Valencia J., Elejabarrieta F. Relevance, discourse and the “hot” stable core of social representations: a structural analysis of word associations//British Gournal of Social Psychology. 1996. Vol. 35. P. 331–352.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика