Психологическая наука и образование psyedu.ru 2013. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)
Обращения примитивно - развлекательного характера в работе психолога – консультанта телефона доверия
Геронимус И.А. Психолог, «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, ivangeronimus@yandex.ru Карниз Т.А. Психолог, Детский Телефон Доверия Центра Экстренной Психологической Помощи Московского городского психолого-педагогического университета , Москва, Россия, vita_karniz@mail.ru
Рассматриваются трудности, с которыми сталкивается психолог-консультант при работе на Детском телефоне доверия в случаях звонков-розыгрышей. К категории звонков-розыгрышей относятся обращения, в которых абонент либо предлагает психологу-консультанту обсудить вымышленную ситуацию, либо вообще не формулирует запроса. На основании эмпирического материала выделены основные разновидности звонков-розыгрышей: звонки-шутки, звонки-фантазии, навязчивые звонки, звонки-оскорбления, звонки-пранки, звонки сексуального характера, звонки-знакомства. Исследуются возможные виды мотивации абонентов детского и подросткового возрастов, развлекающихся по телефону: экспериментирование с новыми социальными ролями, выражение отрицательных эмоций, познавательная мотивация и др. Представлены принципы и стратегии работы психологов-консультантов Детского телефона доверия
с этим типом обращений: в их основе лежат идеи культурно- исторической психологии и модель коммуникативных стилей В. Сатир.
Ключевые слова: телефонное консультирование, Телефон доверия, работа
Алексеевский М.Д. Телефонные розыгрыши как жанр детского фольклора
// Детский фольклор и культура детства: Материалы научной конференции «XIII
Виноградовские чтения» (31 июня – 4 июля 2003 г.)/ Ред.-сост. Е.В. Кулешов,
М.Л. Лурье. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 136–157.
Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к
педагогике свободы. М.: Мирос, 2002. 296 с.
Геронимус И.А. Обращения примитивно-развлекательного характера в
работе психолога-консультанта Детского телефона доверия //
Социально-психологические проблемы исследования оценки безопасности в
образовании: Сб. науч. статей/ Под ред.
И.А. Баевой, В.В. Коврова. М.: Экон-информ, 2012. С. 306–320.
Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте
// Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 43–55.
Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего
развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С.13–25.
Иванцов О.В., Галушина А.Д. Особенности работы с телефонными
розыгрышами в практике телефонного консультирования // Психологическая помощь
социально незащищенным лицам с использованием дистантных технологий
(Интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы II
международной научно- практической конференции, Москва, 21 – 22 февраля 2012 г.
/ Под ред. А.Б. Асмонтаса,
В.Ю. Меновщикова. М.: МГППУ, 2012. С. 126–128.
Колпакова Е.С. Контент-анализ понятия «социально-психологическая
поддержка» // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. № 16. С. 454–456.
Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.:
Академический проект, 1999. 240 с.
Лилиенталь И.Е. Соотношение психологической поддержки и психотерапии
// Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. №
1. С. 188–190.
Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001. 494
с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии.
М:. Независимая фирма «Класс». 2005. 336 с.
Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного
поведения детей // Этнические стереотипы поведения/ Под ред. А.К. Байбурина.
Л.: Наука, 1985. С. 47–64.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
192 с.
Соловейчик М. Розыгрыши и мистификации [Электронный ресурс]//
Вестник РАТЭПП. 2005–2006. URL:
http://www.ratepp.ru/publ/3-1-0-3
(дата обращения: 19.07.2013).
Страусс А., Корбин Дж. Основы
качественного исследования. М.: КомКнига, 2007. 254 с.
Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая
концепция
Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? //
Культурно-историческая психология. 2011. № 1. C. 108–118.