Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта

Поливанова Н.И. кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник , лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, VChernenilov@gmail.com
Ривина И.В. кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник , лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия, irinarivina@mail.ru
Улановская И.М. кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник , лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия, iulanovskaya@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье рассматривается актуальная для современного школьного образования метапредметная способность учащихся начальной школы действовать совместно. Оценка сформированности данной способности является целью исследования. Предлагается новая диагностическая методика оценки успешности групповой работы учащихся в условиях задаваемого извне социо-когнитивного конфликта. Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы. Показано, что в среднем умение выпускников начальной школы работать в группе сформировано совершенно недостаточно, что подкрепляется сравнительной оценкой с успешными результатами школы, ориентированной на развитие учебной совместности детей. Делается вывод о необходимости формирования данной метапредметной способности путем специально организованного обучения на уроках.

Ключевые слова: метапредметные способности, групповое решение задач, диагностика совместности, социо-когнитивный конфликт, начальная школа

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 40- 45.
  2. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: новые направления исследований. М., 2010. С. 40- 45.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования  [ Электронный ресурс] // Эйдос.ru 2006. URL: http://eidos.ru/ journal/2006/0505.htm (дата обращения: 05.05.2006).
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г. [и др.]. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  5. Климонова  Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках  [ Электронный ресурс] // Эйдос.ru 2008. URL: http://eidos.ru/ journal/2008/1218.htm (дата обращения: 18.12.2008).
  6. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования  /  Рубцов В.В. [и др.]. М.: Вен-Мер, 1996.158 с.
  7. Крицкий А.Г., Щербинин М.Ю. Компьютерные ком Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviia v nachal'noi shkole: ot deistviia k mysli: posobie dlia uchitelia / Asmolov A.G. [i dr.]. M.: Prosveshchenie, 2008. 151 s.
  8. Обухова Л.Ф. Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка // Психологическая наука и образование. [ Электронный ресурс] //PSYEDU.ru 2010.№5. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu. ru /2010/n5/Obuhova.shtml (дата обращения: 26 декабря 2010 года)
  9. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей /Ред. и предисловие В.В.Рубцова. М.: Педагогика, 1991. 249 с.
  10. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и форма организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
  11. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  12. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. № 1. С.14-24.
  13. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. Автореф. докт. дисс. М., 1992.
  14. Adey P.  Cognitive acceleration: Thinking as intelligence / Teaching Thinking. 2001. № 5. pp. 38-41.
  15.  Apres Vygotski et Piaget. Perspectives sociale et constructiviste. Ecoles russe et occidentale / par C. Garnier, N. Bednarz, I. Ulanovskaya. Bruxelles: De Boeck Universite, 1991. 288 p.
  16.  Howe Ch., Tolmie A., Thurston A., Topping K., Christie D., Livingston K., Jessiman E., Donaldson C. Group work in elementary science: Towards organizational principles for supporting pupil learning // Learning and Instruction. 2007. V. 17. pp 549 – 563.
  17.  Gilly M. Remarques et reflexions a propos de didactique et de conflict socio-cognitif / Construction des savoirs. Ottawa, 1989.pp 51-68.
  18.  Meloth M.S., Deering P.D. The role of the teacher in promoting cognitive processing during collaborative learning. // Cognitive perspectives on peer learning. Mahwah, N.J.: A. O’Donnel, A. King (eds.), 1999. pp 235-255.
  19.  Polivanova N.I., Rivina I.V. Computer as Constructor in the Process of Organising Children’s Learning Interaction // Activity Theory. 1993. № 13/14.  Pp. 13-20.
  20. Ulanovskaya I, Yarkina O. Le probleme de la repartition des actions dans lactivite commune cognitive // Apres Vygotski et Piaget. Perspectives sociale et constructiviste. Ecoles russe et occidentale / par C. Garnier, N. Bednarz, I. Ulanovskaya. Bruxelles: De Boeck Universite, 1991. pp/ 237-246.
  21. Webb N.M., Tropper J.D., Fall R. Constructive activity and learning in  collaborative small groups // Journal of Educational Psychology. 1995. V. 87. pp 406 -423.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика