Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 5. С. 42–52.
ISSN: 2074-5885 (online)

Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников

Божович Е.Д.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье в обобщенной форме представлены результаты исследования языковой компетенции школьников. Она рассматривается как психологическая система, включающая в себя три компонента: речевой опыт, знания о языке, языковую интуицию. Основным механизмом ее развития является возникновение и изменения связей между этими компонентами, а также связи системы с другими компетенциями носителя языка. Динамика развития языковой компетенции, обусловленная разрушением ранее сложившихся и образованием новых типов связей названных компонентов, не лишена регрессивных моментов и кризисов. На основе анализа литературы и результатов экспериментов автора установлены четыре этапа ее развития и два кризиса. В качестве единицы эмпирической части исследования этой системы принят способ решения школьниками нестандартных лингвистических задач, т. е. задач, не типичных для школьной практики, незнакомых испытуемым. В задачи включается языковой материал, характеризующийся и формализуемыми, и неформализуемыми признаками, с тем чтобы обращение ребенка не только к знанию, но и к речевому опыту, интуиции было объективно обусловлено. Исследование проведено на пересечении проблематики педагогической психологии и психолингвистики.

Ключевые слова: язык, языковая компетенция, метаязыковая деятельность, чувство языка, нестандартная задача, способ учебной работы

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966. 306 с.

  2. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач// Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 70–78.

  3. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33–44.

  4. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. М.; Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002. 288 с.

  5. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. М.: Канон, РООИ «Реабилитация», 2008. 256 с.

  6. Божович Е.Д., Козицкая Е.И. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1999. № 1. С. 25–37.

  7. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 3. С. 27–60.

  8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Л.С. Выготский. Избр. психол. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 426–437.

  9. Выготский Л.С. О психологических системах // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 109–131.

  10.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 471с.

  11.  Граник Г.Г. Психологические принципы построения школьного курса синтаксиса и пунктуации русского язык: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ИОПП АПН СССР, 1975. 45 с.

  12.  Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии. 1959. № 2. С. 157–168.

  13.  Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1979. 184с.

  14.  Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. 163 с.

  15.  Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 165 с.

  16.  Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. 159 с.

  17.  Натадзе Р.Г. Об овладении «конкретными» естественнонаучными понятиями в школе // Тезисы докладов на совещании по психологии. 1– 6 июля 1955 г. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. С. 95–96.

  18.  Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002. 223 с.

  19.  Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979. 248 с.

  20.  Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 239 с.

  21.  Шиф Ж.И. Развитие научных понятий у школьников. М.: Учпедгиз, 1935. 121 с.

  22.  Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 114 с.

  23.  Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 391 с.

  24.  Berthoud-Papandropulou I. An experimental study of children’s idias about language // The Child’s Conception of Language / A. Sinclair, R.J. Jarvella, W.J.M. Levelt (Eds). Berlin: Springer, 1978. P. 55–64.

  25.  Brown R. Three processes in child's acquisition of the syntax // Harward Educations Review. 1964. № 34(2). P. 133–151.

  26.  Brown R. The child's grammar from I to III // Psycholinguistics / Ed. by C. Cazden, U. Bellugi. N. Y. : издательство ? 1970. P. 100–154.

  27.  Bruner J.S. The ontogenesis of speech acts // Journal of Child Language. 1975. № 2. P. 1–19.

  28.  Ervin-Tripp S.M. Language development // Review of Child Development Research В скольких томах? / M. Hoffman, L. Hoffman (Eds.). Ann. Arbor – что это? Должны быть указаны: город и издательство. 1966. Vol. 2. P. 55–105.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика