Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 5. С. 53–60.
ISSN: 2074-5885 (online)

Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения

Гуружапов В.А. доктор психологических наук, Профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
Шиленкова Л.Н.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Предоставлены результаты экспериментального исследования умения младших школьников анализировать и осознавать недостающие условия математической задачи как одной из составляющих метапредметных образовательных результатов. Испытуемым предлагались задачи диагностической методики, разработанной В.А. Гуружаповым, на определение отношений изменяющихся величин предметов. Выборка испытуемых составила 168 учащихся I-III классов двух московских школ. Было выявлено, что эта методика может оценивать метапредметную составляющую учебного процесса в традиционной системе обучения в части анализа условий адекватности отображения свойств объекта в его модели. Валидность методики проверялась в обучающем эксперименте, проведенном Л.Н. Шиленковой. С младшими школьниками целенаправленно занимались анализом условий задач другого предметного содержания, нежели того, что представлено в диагностических задачах. После обучения результаты учеников экспериментальной группы существенно улучшились. На этом основании делается вывод о том, что предлагаемые диагностические задания могут быть использованы для оценки умения младших школьников анализировать и осознавать недостающие условия задачи как одной из составляющих метапредметных образовательных результатов. Спроектированные развивающие образовательные ситуации могут быть использованы в практике современной начальной школы для повышения качества обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт общего начального образования, методики диагностики метапредменых компетенций выпускников начальной школы, развивающие образовательные ситуации, обучающий эксперимент

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. №2. С.79-85.
  2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (Дата обращения: 28.12.2013)
  3. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // «Психологическая наука и образование». 2012. № 1. C. 40–45.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 288 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  6. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ. C. 68–91.
  9. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Ред. П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
  10. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
  11. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  12. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика