Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2013. № 5. С. 21–29.
ISSN: 2074-5885 (online)

Личностные особенности педагогов, влияющие на развитие социального интеллекта студентов ССУЗов

Пряжникова Е.Ю. доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультет психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета , pryazhnikova-ele@mail.ru
Кайдина М.С.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается проблема развития социального интеллекта педагогов и студентов средних специальных учебных заведений как важнейшей способности к эффективному межличностному взаимодействию. Проблема успешности профессионального развития специалистов тесным образом связана с развитием общего интеллекта. Автор рассматривает перспективы формирования и развития социального интеллекта как структурной составляющей профессии, как сложного образования, определяющего способность человека к эффективному общению и пониманию себя и других, успешность социальной адаптации, понимание и прогнозирование результатов собственного поведения и поведения партнеров по взаимодействию. Анализируется проблематика социального интеллекта, рассматриваемая ведущими зарубежными исследователями начиная с 1920-х гг. В частности, представлены различные трактовки социального интеллекта: от особой способности верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях (Г. Олпорт) до глобальной способности, возникающей на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической особенности процессов саморегуляции (В.Н. Куницын). Основной акцент сделан на вопросе, посвященном динамике социального интеллекта, который может изме¬няться в результате реализации специальных учебных программ, направленных на развитие социального интеллекта студентов ссузов.

Ключевые слова: педагог, студент, среднее специальное учебное заведение, личностные особенности, социальный интеллект

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 210 с.
  2. Генкина В.А. Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. … канд. пед. наук, Челябинск, 2000. 257 с.
  3. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2001. 194 с.
  4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–35.
  5. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. 56 с.
  6. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Стернберга. СПб.:Питер 2002. 265 с.
  7. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Психология труда. М.: Издат. Центр «Академия», 2010. 480 с.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 11–29.
  9. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). Июль–сентябрь. С. 4–10.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика