Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 1. С. 47–55.
ISSN: 2074-5885 (online)

Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей

Бочавер А.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии здоровья, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, a-bochaver@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматриваются определение и феноменология прямой и косвенной травли, описываются последствия травли для всех категорий участников. Обсуждаются наиболее распространенные установки педагогов (нормативная, ассертивная, избегающая) по отношению к травле и вытекающие из этих установок способы реагирования. Отмечается рассогласование в понимании явления травли между психологами и педагогами, подчеркивается необходимость выработки согласованных определений при проектировании программ профилактики и процедур пресечения ситуаций травли в конкретном учреждении. Описываются основные мифы, развиваемые в обществе и усугубляющие нормализацию травли, поддержку агрессора и унижение жертвы. Приводятся принципы организации системы пресечения и предупреждения буллинга на уровне школы. Рассматриваются возможности учителя уменьшить количество ситуаций травли в школе. Обосновывается необходимость более критического и осознанного отношения учителей к ситуациям травли и собственным стратегиям реагирования.

Ключевые слова: травля, буллинг, роль учителя, социальная ситуация в классе, отношения «ученик – учитель», преследователь, жертва, свидетели

Рубрика: Психология подростка

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бочавер А.А. Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте представлений учителя о своей работе)// Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 65–75.
  2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен// Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2013. № 3. С. 149–159.
  3. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма). URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing (дата обращения: 09.09.2013).
  4. Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. [Электронный ресурс]. URL: http://mediclabbor.ru/?p=294 (дата обращения: 09.09.2013).
  5. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать// Журнал практического психолога. 2007. № 1. С. 72–90.
  6. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с.
  7. Boulton M.  Teachers’ views on bullying: definitions, attitudes and ability to cope// British Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 67(2). P. 223–233.
  8. Buaraphan K. Metaphorical Roots of Beliefs about Teaching and Learning Science andtheir[Г1]  Modifications in the Standard-Based Science Teacher Preparation Programme // International Journal of Science Education. 2011. Vol.  33 (11). P. 1571–1595.
  9. Dontsov A.I., Perelygina E.B. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 6, Issue 2, 2013.
  10. Fahie D., Devine D. The impact of workplace bullying on primary school teachers and principals [Электронный ресурс]// Scandinavian Journal of Educational Research. 2012. Vol. 56. Issue 1. P. 1–18. URL: http://dx.doi.org/10.1080/00313831.2012.725099 (дата обращения: 09.09.2013).
  11.  Hazler T. at al. Adult recognition of school bullyingsituations// Educational Research. 2001. Vol. 43 (2). P. 133–146.
  12.  Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M.E. Teachers' views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students' coping with peer victimization[Г2]  // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. P. 431–453.
  13.  Kowalski[Г3]  R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the digital age: 2nd ed. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011. 282 p.
  14.  Lee C. Exploring teachers' definitions of bullying// Emotional and Behavioural Difficulties. 2006. Vol. 11 (1). P. 61–75.
  15.  Maunder R.M., Harrop A., Tattersall A.J. Pupil and staff perceptions of bullying in secondary schools: comparing behavioural definitions and their perceived seriousness //Educational Research. 2010. Vol. 52. P. 263–282.
  16.  Mishna F., Pepler D., Wiener J. Factors associated with perceptions and responses to bullying situations by children, parents, teachers, and principals. Victims and offenders //An International Journal of Evidence-based Research, Policy, and Practice.  2006. Vol. 1.P. 255–288.
  17.  Olweus D. Bullying at School: What We Know what We Can Do. N. Y.: Blackwell, 1993. 140 p.
  18.  Yerger W., Gehret C. Understanding and dealing with bullying in schools // The Educational Forum. 2011. Vol. 75. P. 315–326.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика