Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 1. С. 47–55.
ISSN: 2074-5885 (online)
Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей
Бочавер А.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии здоровья, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, a-bochaver@yandex.ru
Рассматриваются определение и феноменология прямой и косвенной травли, описываются последствия травли для всех категорий участников. Обсуждаются наиболее распространенные установки педагогов (нормативная, ассертивная, избегающая) по отношению к травле и вытекающие из этих установок способы реагирования. Отмечается рассогласование в понимании явления травли между психологами и педагогами, подчеркивается необходимость выработки согласованных определений при проектировании программ профилактики и процедур пресечения ситуаций травли в конкретном учреждении. Описываются основные мифы, развиваемые в обществе и усугубляющие нормализацию травли, поддержку агрессора и унижение жертвы. Приводятся принципы организации системы пресечения и предупреждения буллинга на уровне школы. Рассматриваются возможности учителя уменьшить количество ситуаций травли в школе. Обосновывается необходимость более критического и осознанного отношения учителей к ситуациям травли и собственным стратегиям реагирования.
Ключевые слова: травля, буллинг, роль учителя, социальная ситуация в классе, отношения «ученик – учитель», преследователь, жертва, свидетели
Бочавер А.А. Метафора как инструмент анализа убеждений (в контексте
представлений учителя о своей работе)// Современная зарубежная психология.
2012. № 1. С. 65–75.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и
культурный феномен// Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2013. № 3. С.
149–159.
Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе
(стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование,
благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки».
Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма). URL:
http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing (дата обращения: 09.09.2013).
Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. [Электронный
ресурс]. URL:
http://mediclabbor.ru/?p=294 (дата
обращения: 09.09.2013).
Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим
делать// Журнал практического психолога. 2007. № 1. С. 72–90.
Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.:
Генезис, 2012. 264 с.
Boulton M. Teachers’ views on bullying: definitions, attitudes
and ability to cope// British Journal of Educational Psychology. 1997. Vol.
67(2). P. 223–233.
Buaraphan K. Metaphorical Roots of Beliefs about Teaching and
Learning Science andtheir[Г1] Modifications in the
Standard-Based Science Teacher Preparation Programme // International Journal
of Science Education. 2011. Vol. 33 (11). P. 1571–1595.
Dontsov A.I., Perelygina E.B. Psychology in Russia: State of the
Art, Vol. 6, Issue 2, 2013.
Fahie D., Devine D. The impact of workplace bullying on primary
school teachers and principals [Электронный ресурс]// Scandinavian Journal of
Educational Research. 2012. Vol. 56. Issue 1. P. 1–18. URL:
http://dx.doi.org/10.1080/00313831.2012.725099
(дата обращения: 09.09.2013).
Hazler T. at al. Adult recognition of school
bullyingsituations// Educational Research. 2001. Vol. 43 (2). P. 133–146.
Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M.E. Teachers' views and
beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and
students' coping with peer
victimization[Г2] // Journal of School
Psychology. 2008. Vol. 46. P. 431–453.
Kowalski[Г3] R.M., Limber S.P.,
Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the digital age: 2nd ed.
Chichester: Wiley-Blackwell, 2011. 282 p.
Lee C. Exploring teachers' definitions of bullying// Emotional
and Behavioural Difficulties. 2006. Vol. 11 (1). P. 61–75.
Maunder R.M., Harrop A., Tattersall A.J. Pupil and staff
perceptions of bullying in secondary schools: comparing behavioural definitions
and their perceived seriousness //Educational Research. 2010. Vol. 52. P.
263–282.
Mishna F., Pepler D., Wiener J. Factors associated with
perceptions and responses to bullying situations by children, parents,
teachers, and principals. Victims and offenders //An International Journal of
Evidence-based Research, Policy, and Practice. 2006. Vol. 1.P.
255–288.
Olweus D. Bullying at School: What We Know what We Can Do. N.
Y.: Blackwell, 1993. 140 p.
Yerger W., Gehret C. Understanding and dealing with bullying
in schools // The Educational Forum. 2011. Vol. 75. P. 315–326.