Психолого-педагогические исследования 2014. Том 6. № 1. С. 108–116.
ISSN: 2587-6139 (online)
Принципы построения профилактических программ для подростков
Бочавер А.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии здоровья, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, a-bochaver@yandex.ru Третьякова Т.В. Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы, Медицинский психолог отделения профилактики зависимого поведения , Москва, tatjana.trt@mail.ru
Приводятся основные принципы разработки эффективных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи, применяемые в США. Они опираются на модель «факторов риска и факторов защиты» и предполагают последовательное, системное, согласованное разворачивание профилактических мероприятий для детей разных возрастов и в различных социальных контекстах (индивидуально, в семье, в школе, в сообществе). Эти принципы могут быть полезны для переноса зарубежного опыта на российскую действительность и для разработки программ нового поколения для предупреждения злоупотребления психоактивными веществами в России. Также данные принципы и идеи могут быть отчасти экстраполированы на разработку программ профилактики других социальных рисков.
Ключевые слова: профилактика злоупотребления психоактивными веществами, программы профилактики, подходы к профилактике, профилактика в молодежной среде, подростковый возраст
Хломов, К.Д. Концепция программы профилактики девиантного и
асоциального поведения, снижения ксенофобии и проявлений экстремизма в
молодежной среде/ Хломов К.Д., Балаева А.В., Бочавер А.А., Бианки Е.М., Штинова
О.В., Делибалт В.В., Назарова Л.А., Милованова Е.А., Дворянчиков Н.В.,
Тихомирова А.В., Кондрашкин А.В. М.: МГППУ, 2011. 62 с.
Skiba D., Monroe J., Wodarski J.S. Adolescents substance use:
reviewing the effectiveness of prevention strategies// Social Work. 1994. Vol.
49 (3). P. 343–353.