Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 1. С. 19–27.
ISSN: 2074-5885 (online)

Мечта как предмет психологического исследования

Егорова П.А. практический психолог, преподаватель, Институт Высшая школа психологии, Москва, Россия, Umrick@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Обсуждаются основные теоретические концепции мечты: содержащиеся в них определения мечты, представления о ее генезе, функциях, месте мечты в структуре деятельности. Проанализированы сходства и отличия подходов. Обобщены результаты эмпирических исследований мечты подростков и взрослых, проанализированы функции мечты в подростковом возрасте. На основе анализа различных подходов выбрано теоретическое основание собственного исследования – теория деятельности А.Н. Леонтьева, концепция Л.С. Выготского, модель К. Левина. Сформулированы и обоснованы определение мечты как эмоционально окрашенного образа желаемого будущего, имеющего субъективную значимость, а также ценность и гипотезы собственного исследования: 1) содержание мечты связано не только с ситуацией фрустрации, но также со способностями подростка; 2) мечта участвует в регуляции ценностного выбора; 3) восстановление и развитие способности мечтать может использоваться в практике консультирования и психотерапии как эффективный инструмент помощи подросткам и взрослым.

Ключевые слова: психология, мечта, подростки, способности, нравственный выбор, психологическое консультирование, психотерапия

Рубрика: Психология подростка

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. 357 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 352 с.
  3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–19.
  4. Гобова Е.С., Игнатова О.Н. Цель, дело, мечта. Психологический портрет поколения. М.: Московский Технологический Институт, 2009. 230 с.
  5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
  7. Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 73—82.
  8. Левин К. Динамическая психология: Избр. труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
  9. Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2(8). – С. 81-89.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.121 с.
  11. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  13. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
  14. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 356 с.
  15. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 534 с.
  16. Штоль Г. Шлиман: Мечта о Трое. М.: КДУ, 2005. 432 с.
  17. Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2007.
  18. Klinger E. Daydreaming: Using Waking Fantasy and Imagery for Selfknowledge and Creativity. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, INC., 1990. 331 p.
  19. Singer J.L. The Inner World of Daydreaming. N.Y.: Harper and Row, 1975. 273 p.
  20. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. 357 с.
  21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 352 с.
  22. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–19.
  23. Гобова Е.С., Игнатова О.Н. Цель, дело, мечта. Психологический портрет поколения. М.: Московский Технологический Институт, 2009. 230 с.
  24. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
  26. Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 73—82.
  27. Левин К. Динамическая психология: Избр. труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
  28. Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 2(8). – С. 81-89.
  29. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.121 с.
  30. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  32. Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
  33. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 356 с.
  34. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 534 с.
  35. Штоль Г. Шлиман: Мечта о Трое. М.: КДУ, 2005. 432 с.
  36. Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2007.
  37. Klinger E. Daydreaming: Using Waking Fantasy and Imagery for Selfknowledge and Creativity. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, INC., 1990. 331 p.
  38. Singer J.L. The Inner World of Daydreaming. N.Y.: Harper and Row, 1975. 273 p.


Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика