Обсуждаются основные теоретические концепции мечты: содержащиеся в них определения мечты, представления о ее генезе, функциях, месте мечты в структуре деятельности. Проанализированы сходства и отличия подходов. Обобщены результаты эмпирических исследований мечты подростков и взрослых, проанализированы функции мечты в подростковом возрасте. На основе анализа различных подходов выбрано теоретическое основание собственного исследования – теория деятельности А.Н. Леонтьева, концепция Л.С. Выготского, модель К. Левина. Сформулированы и обоснованы определение мечты как эмоционально окрашенного образа желаемого будущего, имеющего субъективную значимость, а также ценность и гипотезы собственного исследования: 1) содержание мечты связано не только с ситуацией фрустрации, но также со способностями подростка; 2) мечта участвует в регуляции ценностного выбора; 3) восстановление и развитие способности мечтать может использоваться в практике консультирования и психотерапии как эффективный инструмент помощи подросткам и взрослым.
Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и
самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. 357 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды /
Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической
психологии, 1995. 352 с.
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–19.
Гобова Е.С., Игнатова О.Н. Цель, дело, мечта. Психологический
портрет поколения. М.: Московский Технологический Институт, 2009. 230 с.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации
развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину// Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 73—82.
Левин К. Динамическая психология: Избр. труды. М.: Смысл, 2001. 572
с.
Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция
счастья: теория и практика // Национальный психологический журнал. – 2012. – №
2(8). – С. 81-89.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат,
1975.121 с.
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост.
и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672
с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720
с.
Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961. 356 с.
Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 534 с.
Штоль Г. Шлиман: Мечта о Трое. М.: КДУ, 2005. 432 с.
Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на
личностно-профессиональное развитие студента: Автореф. дис. … канд. психол.
наук. Тамбов, 2007.
Klinger E. Daydreaming: Using Waking Fantasy and Imagery for
Selfknowledge and Creativity. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, INC., 1990. 331
p.
Singer J.L. The Inner World of Daydreaming. N.Y.: Harper and Row,
1975. 273 p.
Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и
самопознанию человека. Киев: Наука жить, 1997. 357 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды /
Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической
психологии, 1995. 352 с.
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–19.
Гобова Е.С., Игнатова О.Н. Цель, дело, мечта. Психологический
портрет поколения. М.: Московский Технологический Институт, 2009. 230 с.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации
развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину// Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 73—82.
Левин К. Динамическая психология: Избр. труды. М.: Смысл, 2001. 572
с.
Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция
счастья: теория и практика // Национальный психологический журнал. – 2012. – №
2(8). – С. 81-89.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат,
1975.121 с.
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост.
и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672
с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720
с.
Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961. 356 с.
Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 534 с.
Штоль Г. Шлиман: Мечта о Трое. М.: КДУ, 2005. 432 с.
Юрьева Т.В. Влияние мечты как модели будущего на
личностно-профессиональное развитие студента: Автореф. дис. … канд. психол.
наук. Тамбов, 2007.
Klinger E. Daydreaming: Using Waking Fantasy and Imagery for
Selfknowledge and Creativity. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, INC., 1990. 331
p.
Singer J.L. The Inner World of Daydreaming. N.Y.: Harper and Row,
1975. 273 p.