Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 1. С. 1–9.
ISSN: 2074-5885 (online)
Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития
Хломов К.Д. кандидат психологических наук, руководитель, старший научный сотрудник, Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», лаборатория социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, Москва, Россия, kirkhlomov@gmail.com
По сравнению со своими предшественниками современные подростки иначе переживают подростковый период, иначе решают возрастные задачи, сталкиваются с иными социальными рисками. Образ ситуаций социально-психологической адаптации и дезадаптации также несколько изменяется. В статье обсуждаются факторы, влияющие на то, как проходит подростковый возраст в современных условиях: распространение Интернета; отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка; высокая социальная напряженность и неопределенность; изменение структуры и сущности понятия «семья»; размытая идентичность подростка в контексте изобилия вариантов идентификации. Эти факторы влияют на то, какие ресурсы развития имеются
в распоряжении подростка и как он их использует, каким социальных рискам он подвергается и какие формы девиантного поведения он демонстрирует. Такие изменения в социальной среде развития подростков и, как следствие, в процессе проживания подросткового возраста позволяют проверить и пересмотреть существующие представления о возрастных задачах подростка.
Ключевые слова: факторы изменения среды развития, социализация, восстановительный подход, подросток, семья, Интернет, идентичность, социальные риски, социальная ситуация развития, ситуация социально-психологической дезадаптации, подростковый возраст
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и
культурный феномен// Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2013.Т. 10. №
3. С. 149–160.
Восстановительное правосудие в России/ Под ред. Н.В. Путинцевой. М.:МОО
Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 70 с.
Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2
МГУ, 1929–1931. 172 с.
В.А. Емелин, Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного
человека // Национальный психологический журнал. 2013. No1(9). С 62-71
Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в
постсоциальных обществах знания // Социология вещей: Сб. статей / Под
ред.
В. Вахштайна. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2006. C. 267–307.
Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в
различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук.
М., 2013. 24 c.
Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития
современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в
восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57076.shtml (дата обращения:
20.01.2014).
Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное
поведение подростков, социальная ситуация и интернет // Юридическая психология.
2013. № 1. С.18–24.
Концепция программы профилактики девиантного и асоциального поведения,
снижения ксенофобии и проявлений экстремизма в молодежной среде / Хломов К.Д.,
Балаева А.В., Бочавер А.А., Бианки Е.М., Штинова О.В., Делибалт В.В., Назарова
Л.А., Милованова Е.А., Дворянчиков Н.В., Тихомирова А.В., Кондрашкин А.В. М.:
МГППУ, 2011. 62 с.
Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном
мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара
«Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml
(дата обращения: 20.01.2014).
Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета// М.:
КоЛибри, 2011. 352 с.
Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Perseus
Publishing (first published 1981): 3rd Edition. Perseus Publishing,
Massachusetts. 2001. 210 p.