Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 1. С. 1–9.
ISSN: 2074-5885 (online)

Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития

Хломов К.Д. кандидат психологических наук, руководитель, старший научный сотрудник, Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», лаборатория социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, Москва, Россия, kirkhlomov@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

По сравнению со своими предшественниками современные подростки иначе переживают подростковый период, иначе решают возрастные задачи, сталкиваются с иными социальными рисками. Образ ситуаций социально-психологической адаптации и дезадаптации также несколько изменяется. В статье обсуждаются факторы, влияющие на то, как проходит подростковый возраст в современных условиях: распространение Интернета; отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка; высокая социальная напряженность и неопределенность; изменение структуры и сущности понятия «семья»; размытая идентичность подростка в контексте изобилия вариантов идентификации. Эти факторы влияют на то, какие ресурсы развития имеются в распоряжении подростка и как он их использует, каким социальных рискам он подвергается и какие формы девиантного поведения он демонстрирует. Такие изменения в социальной среде развития подростков и, как следствие, в процессе проживания подросткового возраста позволяют проверить и пересмотреть существующие представления о возрастных задачах подростка.

Ключевые слова: факторы изменения среды развития, социализация, восстановительный подход, подросток, семья, Интернет, идентичность, социальные риски, социальная ситуация развития, ситуация социально-психологической дезадаптации, подростковый возраст

Рубрика: Психология подростка

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен// Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2013.Т. 10. № 3. С. 149–160.
  2. Восстановительное правосудие в России/ Под ред. Н.В. Путинцевой. М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 70 с.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2 МГУ, 1929–1931. 172 с.
  4. В.А. Емелин, Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека // Национальный психологический журнал. 2013. No1(9). С 62-71
  5. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей: Сб. статей / Под ред.
    В. Вахштайна. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2006. C. 267–307.
  6. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 24 c.
  7. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57076.shtml (дата обращения: 20.01.2014).
  8. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С.18–24.
  9. Концепция программы профилактики девиантного и асоциального поведения, снижения ксенофобии и проявлений экстремизма в молодежной среде / Хломов К.Д., Балаева А.В., Бочавер А.А., Бианки Е.М., Штинова О.В., Делибалт В.В., Назарова Л.А., Милованова Е.А., Дворянчиков Н.В., Тихомирова А.В., Кондрашкин А.В. М.: МГППУ, 2011. 62 с.
  10. Москвичев В.В. От ситуации социально-психологической дезадаптации к ситуации психологического развития [Электронный ресурс]//Народное образование. 2011. № 1. URL: http://www.perekrestok.info/index.php?option=com_content&view=article&id=653%3A2011-06-27-10-45-43&catid=52%3A2009-03-22-15-20-48&Itemid=173(дата обращения: 20.01.2014).
  11.  Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата обращения: 20.01.2014).
  12. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета// М.: КоЛибри, 2011. 352 с.
  13. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Perseus Publishing (first published 1981): 3rd Edition. Perseus Publishing, Massachusetts. 2001. 210 p.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика