Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Представления различных участников учебного процесса о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении

Котляр М.Л. аспирант, кафедра психологии управления, факультет социальной психологии Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, moteek@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена проблеме социально-психологической ситуации в образовательных учреждениях различного типа. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что социально-психологическая ситуация представляет собой феномен, имеющий сложную структуру, содержательно отражающуюся в представлениях основных участников образовательного процесса, по которым можно определять как однородность представлений учащихся и педагогов, так и своеобразие социально-психологической ситуации в каждом образовательном учреждении. Исследование проводилось в средних образовательных учреждениях Москвы. В качестве респондентов выступили учащиеся X классов, их педагоги и представители администрации. В ходе исследования выявлено, что в конкретном образовательном учреждении представления основных участников учебного процесса являются однородными и согласованными (при р<0,05), между различными учебными заведениями установлены существенные различия (при р<0,01). Выявлена взаимосвязь между элементами социально-психологической ситуации (при р<0,01). Полученные результаты могут быть использованы в практической психологии образования при психологическом сопровождении деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова: социально-психологическая ситуация, представления учащихся и педагогов, стиль руководства, организационная культура образовательного учреждения, социально-психологический климат.

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 527 c.
  2. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ.; под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 c.
  3. Косенкова Е.А., Литвинова Е.Ю. Особенности восприятия учащимися лицейского и общеобразовательного классов друг друга как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n5/48702.shtml (дата обращения: 16.07.2013).
  4. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n1/62600.shtml (дата обращения: 15.09.2013).
  5. Красило А.И. Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/en/psyedu/2013/n3/63429.shtml (дата обращения: 16.09.2013).
  6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 c.
  7. Черникова Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. М.: ТЦ Сфера, 2005. 304 с.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.
  9. Argyle, М. The Social Psychology of Work. Harmondsworth: Penguin. 1972. 715 р.
  10.  Blake R., Mouton J. The Managerial Grid. Houston: Gulf, 1964. 345 р.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика