Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

О системе развивающих занятий по деятельности «Выразительная пластика» (лепка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Неустроева Е.А. старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Педагогический институт, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" г. Якутск Республика Саха (Якутия) , Москва, egelic@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В фокусе исследования – особенности развития познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе освоения «авторского символа» и «наглядной модели», то есть условно-символических средств решения творческих задач «с высоким коэффициентом неопределенности» (в дальнейшем – открытые творческие задачи [11]) - в выразительной пластике (лепке). Под «модельной» формой опосредствования понимается графическое планирование замысла, создание предварительного эскиза будущего скульптурного решения, под авторской символизацией – передача на языке искусства в «авторским образом организованном пространстве» скульптуры, личностного, эмоционально окрашенного субъективного мироощущения, собственного отношения к изображаемому. Исследование состояло из начальной и конечной диагностики и серии занятий по созданию предметных и беспредметных скульптурных композиций. Эксперимент показал, что освоение условно-символических средств решения задач в выразительной пластике способствует развитию творческих возможностей детей, становлению «эмоциональной рефлексии», обогащению творческого продукта. «Авторский символ» в скульптуре становится средством коммуникации и «метакоммуникации», «визуальной метафорой» - «авторским посланием», выражающим субъективное отношение к себе и миру.

Ключевые слова: культурно-исторический подход, опосредствование, развитие творческих способностей, задачи с высоким коэффициентом неопределенности, детские виды деятельности, оппозиционные темы, выразительная пластика (лепка).

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Брофман В.В. Об опосредствованном решении познавательных задач. // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 30 - 38.
  2.  Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43 – 50.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  4. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 473с.
  5. Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 8.4 п.л.
  6. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. - Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр.-М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 480 с.
  7.  Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: дис. …канд. психол. наук/ Т. В. Жарова; Институт развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2006. - 160с.
  8. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. // Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М. 1986. С.210-211.
  9. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе. // Культурология XX век. 1998. № 11. С. 37—66.
  10.  Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: дис. …канд. психол. наук /Ю.В. Климакова; Институт развития дошкольного образования и семейного воспитания РАО. – Москва, 2000. – 198с.
  11.  Козелецкий Ю.  Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 504 с.
  12.  Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания / Н. В. Кулагина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.  80 с.
  13.  Лосев А. Ф. Форма - Стиль – Выражение. /Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 с.
  14. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. //Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3х т. Т.1. Таллин: Александра, 1992. 479с.
  15.  Мискарян К. Скульптура ХХ века: Расширение границ. // Искусство. 2007. №5. С. 18 – 19.
  16.  Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка (в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников): дис. …канд. психол. наук / Т. А. Селиванова; Институт развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2005.- 194 с.
  17.  Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под ред. Венгера Л.А. М.: ИНТОР, 1996. 128с.
  18.  Турчин B.C. Современное искусство просится в музеи. // Современная Европа. 2002. № 1. С. 23 - 24.
  19.  Фрейд З. Художник и фантазирование. /Пер. с нем. Р.Ф.Додельцева, А.М. Кесселя, К.Н.Попова, под ред. Р.Ф.Додельцева, К.М.Долгова. – М.: Республика, 1995. 400 с.
  20.  Юнг К.Г. Символическая жизнь. / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2003. 326 с.
  21.  Male E. Religious Art in France of the  Thirteenth Century. DOVER PUBLICATIONS, INC. Mineola, N. Y. 1996. 415 p.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика