Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)
О системе развивающих занятий по деятельности «Выразительная пластика» (лепка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Неустроева Е.А. старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Педагогический институт, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" г. Якутск Республика Саха (Якутия) , Москва, egelic@mail.ru
В фокусе исследования – особенности развития познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе освоения «авторского символа» и «наглядной модели», то есть условно-символических средств решения творческих задач «с высоким коэффициентом неопределенности» (в дальнейшем – открытые творческие задачи [11]) - в выразительной пластике (лепке). Под «модельной» формой опосредствования понимается графическое планирование замысла, создание предварительного эскиза будущего скульптурного решения, под авторской символизацией – передача на языке искусства в «авторским образом организованном пространстве» скульптуры, личностного, эмоционально окрашенного субъективного мироощущения, собственного отношения к изображаемому. Исследование состояло из начальной и конечной диагностики и серии занятий по созданию предметных и беспредметных скульптурных композиций. Эксперимент показал, что освоение условно-символических средств решения задач в выразительной пластике способствует развитию творческих возможностей детей, становлению «эмоциональной рефлексии», обогащению творческого продукта. «Авторский символ» в скульптуре становится средством коммуникации и «метакоммуникации», «визуальной метафорой» - «авторским посланием», выражающим субъективное отношение к себе и миру.
Ключевые слова: культурно-исторический подход, опосредствование, развитие творческих способностей, задачи с высоким коэффициентом неопределенности, детские виды деятельности, оппозиционные темы, выразительная пластика (лепка).
Брофман В.В. Об опосредствованном решении познавательных задач. //
Вопросы психологии. 1993. №5. С. 30 - 38.
Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением
познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. // Вопросы
психологии. 1983. № 2. С. 43 – 50.
Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. ред. В.В. Иванова,
коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд.
М.: Искусство, 1986. 573 с.
Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.:
Азбука-классика, 2003. 473с.
Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и
понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 8.4 п.л.
Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. - Фуко М. Д 29 Theatrum
philosophicum: Пер. с фр.-М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998.
480 с.
Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей
дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств
художественной аппликации: дис. …канд. психол. наук/ Т. В. Жарова; Институт
развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2006. - 160с.
Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка.
// Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М. 1986.
С.210-211.
Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе. //
Культурология XX век. 1998. № 11. С. 37—66.
Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения
младших школьников к «страху ошибки»: дис. …канд. психол. наук /Ю.В. Климакова;
Институт развития дошкольного образования и семейного воспитания РАО. – Москва,
2000. – 198с.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.:
Прогресс, 1979. 504 с.
Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и
миропонимания / Н. В. Кулагина. - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 80 с.
Лосев А. Ф. Форма - Стиль – Выражение. /Сост. А.А. Тахо-Годи;
Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 с.
Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. //Лотман Ю.М. Избранные
статьи: В 3х т. Т.1. Таллин: Александра, 1992. 479с.
Мискарян К. Скульптура ХХ века: Расширение границ. //
Искусство. 2007. №5. С. 18 – 19.
Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации
переживаний ребенка (в художественно-творческой деятельности дошкольников и
младших школьников): дис. …канд. психол. наук / Т. А. Селиванова; Институт
развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2005.- 194 с.
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Под
ред. Венгера Л.А. М.: ИНТОР, 1996. 128с.
Турчин B.C. Современное искусство просится в музеи. //
Современная Европа. 2002. № 1. С. 23 - 24.
Фрейд З. Художник и фантазирование. /Пер. с нем.
Р.Ф.Додельцева, А.М. Кесселя, К.Н.Попова, под ред. Р.Ф.Додельцева, К.М.Долгова.
– М.: Республика, 1995. 400 с.
Юнг К.Г. Символическая жизнь. / Пер. с англ. М.:
«Когито-Центр», 2003. 326 с.
Male E. Religious Art in France of the Thirteenth
Century. DOVER PUBLICATIONS, INC. Mineola, N. Y. 1996. 415 p.