Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 2. С. 246–256.
ISSN: 2074-5885 (online)
Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку
Гусейнова Е.А. педагог-психолог, Политехнический колледж № 39 (ГБОУ СПО ПК № 39), Москва, Россия, enikolopov@mail.ru Ениколопов С.Н. кандидат психологических наук, руководитель отдела клинической психологии, Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук, Москва, Россия
В исследовании с участием 150 подростков в возрасте от 15 до 18 лет основной акцент был сделан на соотношении позиции жертвы буллинга и уровня ее агрессивности. Использовались следующие методики: анкета, метод социометрии, Шкала самоуважения Розенберга, Опросник диагностики агрессивного поведения Басса–Перри. Мы проверяли предположение, что люди, занимающие позицию жертвы буллинга, обладают высоким уровнем агрессии. Анализ результатов показал, что наибольшее количество испытуемых выступают в роли агрессора/жертвы, чаще всего подростки сталкиваются с вербальным типом буллинга. В исследовании проводился анализ гендерного аспекта буллинга. Был сделан вывод, что группа агрессоров/жертв буллинга является наиболее сложной и опасной для развития личности подростка. Также были сделаны выводы о плохой осведомленности преподавательского состава о буллинге и о терпимости к буллингу в образовательной среде. В соответствии с результатами исследования выявляются и обозначаются механизмы формирования и проявления агрессивного поведения в буллинге.
Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли:
агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. 2010. № 2.
С. 55–68.
Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ
русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри //
Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.
Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников,
участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Автореф. дис.
… канд. психол. наук. СПб., 2011. 30 с.
Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем
школьной жизни // Известия российского государственного университета им. А.И.
Герцена. 2009. № 100. С. 57–65.
Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними //
Директор школы. 2010. № 7. С. 72–76.
Bullies, victims, and bully/victims: Distinct groups of at-risk youth /
Haynie D.L., Nansel T., Eitel P. et al. // Journal of Early Adolescence.
2001. № 21. P. 29–49.
Olweus
D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding
Children's Worlds). Oxford UK: Blackwell Publishers, USA,
1993. 140 p.
Olweus D. Bully/victim problems among schoolchildren: Basic facts
and effects of a school-based intervention program// D.J. Pepler, K.H. Rubin
(Eds.). The Development and Treatment of Childhood Aggression. Hillsdale, N.J.:
Erlbaum, 1991. P. 411–448.