Цель статьи – ознакомление с разработкой методики «Особенности развития субъекта общения» (ОРСО). Это новый психодиагностический инструмент для оценки коммуникативных свойств личности – ее характеристики как субъекта общения. Представлены теоретические основания подхода к личности как субъекту общения, предложена структура такого субъекта, включающая два уровня свойств: родовые и видовые. К последним относятся: ответственность в общении, безусловное принятие себя, отношение к партнеру как к безусловной ценности. Методика содержит пять шкал и измеряет степень выраженности этих свойств, а также интегральный уровень успешности общения. Достоверность ответов контролируется шкалой адекватности самооценки. Описаны коммуникативные стили, выявляемые по соотношению видовых свойств. Тест предназначен для мужчин и женщин старше 12 лет и позволяет прогнозировать успешность коммуникации с разными партнерами в различных ситуациях и особенности коммуникативного поведения, взглядов, переживаний респондента. Представлены удовлетворительные показатели критериев качества теста: надежности, валидности и репрезентативности методики ОРСО. Приведены примеры ее применения в научных и прикладных целях и перспективы дальнейшей работы.
Bern Ie. Igry, v kotorye igraiut liudi (Psihologiia chelovecheskih
vzaimootnoshenii) [Games people play (Psychology of human relationships)].
Ekaterinburg: LITUR, 2000. 162 p.
Bodalev A.A. Lichnost' i obshhenie. [Personality and communication].
Moscow.: Pedagogika, 1983. 272 p.
Ivashov A.N., Zaika E.V. Metodika issledovaniia kommunikativnyh ustanovok
lichnosti. [The methodology of the study of communicative settings
personality], 2012. [Elektronnyi resurs] Available at:
http://lib.convdocs.org/docs/index-4413.html (Accessed 01.11.2013).
Kunicina V.N., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoe obshhenie
[Interpersonal communication]. St. Petersburg: Publ. Piter, 2001. 544 p.
Labunskaia V.A., Mendzherickaia Iu.A., Breus E.D. Psihologiia zatrudnennogo
obshheniia. [Psychology difficulty of communication]. Moscow: Izdatel'skii
centr Akademiia, 2001. 288 p.
Lioznova E.V. K poniatiiu subekt obshheniia [To the concept of the subiect
of communication]. Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg
University], 2006. Ser. 6, no. 4, pp. 192–198.
Lioznova E.V. Metodicheskie rekomendacii k testu «Osobennosti razvitiia
subekta obshheniia» (ORSO). [Methodical recommendations to the test
«Peculiarities of the development of the subiect of communication» (ORSO)].St.
Peterburg: CNPR MMK – international, 2014. 25 p. (v
pechati).
Lioznova E.V. Obrazovatel'nyi konsalting v povyshenii kvalifikacii
[Educational consulting in professional development]. Materialy
mezhregional'noi nauchno–metodicheskoi konferencii “Ot deklarativnogo
znaniia k praktike. Didakticheskie osnovy provedeniia treningov i
konsaltingov“ [Materials of interregional scientific conference “From
declarative knowledge to practice. Didactic principles of training and
consulting”]. Kursk: KGMU, 2013, pp. 62–67.
Lioznova E.V. Razvitie kommunikativnoi kul'tury: znaniia cherez ustanovki
[Development of the communicational culture: knowledge through mindsets].
Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2009, no. 8, pp.
56–59.
Lioznova E.V. Sistemnyi podhod k sohraneniiu psihicheskogo zdorov'ia detei
v OU [A systematic approach to the conservation of mental health of children in
the education institution]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii
“Aktual'nye problemy psihiatrii, psihoterapii, klinicheskoi psihologii sem'i
i detstva: organizaciia, diagnostika, lechenie, reabilitaciia, podgotovka
specialistov i rabota v mul'tidisciplinarnoi komande”. [Proceedings of the
international scientific conference “Actual problems of psychiatry,
psychotherapy, clinical psychology, family and childhood: the organization,
diagnosis, treatment, rehabilitation, training and work in a multidisciplinary
team”]. 11 Mnuhinskie chteniia. St. Petersburg, 2013, pp. 259–263.
Lioznova E.V. Struktura subekta obshhenija v svete idej B.G.Anan'eva o
subekte [The structure of the subject of communication in the light of the
ideas B.G.Anan'eva on the subject]. Vestnik SPbGU [Bulletin of St.
Petersburg University], 2008. Ser. 12, vip.1, pp. 39–45.
Lioznova E.V. Uspeshnost' obshhenija [The success of communication].
Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg University], 2006. Ser. 6, no.
1, pp. 101–106.
Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii.
[Methodological and theoretical issues in psychology]. Moscow: Nauka, 1984. 445
p.
Mitina O.V. Matematicheskie metody v psihologii: Praktikum. [Mathematical
methods in psychology: Workshop]. Moscow: Aspekt Press, 2008. 238 p.
Petrushikhina E.B. Social'no-psihologicheskie osobennosti vzaimodeistviia
klassnogo rukovoditelia s uchashhimisia [Social and psychological
characteristics of the class teacher interaction with students].
Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie PSYEDU.ru. [Psychological Science and
Education www.PSYEDU.ru], 2013. no.2. Available at:
http://psyedu.ru/iournal/2013/2/index.phtml (Accessed 15.01.2014).
Rybalko E.F. Psihologicheskaia struktura subekta obshheniia [The
psychological structure of the subiect of communication]. Psyhodic.ru. 2010.
Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3266 (Accessed
12.01.2014).
Subiekt obshheniia [The subiect of the communication ]. Psihologiia
obshheniia. Ienciklopedicheskii slovar' [Psychology of communication.
encyclopedic Dictionary]. Bodalev A.A., ed. Moscow: Kogito-Centr, 2011. 312
p.
Shmelev A.G. Reprezentativnost' psihometricheskogo testa [Elektronnyi
resurs] [The representativeness of the psychometric test].
Fond znanii «Lomonosov». Ienciklopediia [Fund of knowledge "Lomonosov".
encyclopedia]. 2010. Available at:
http://www.epistemeana.ru/enc/ru/encyclopedia:0129560 (Accessed
29.10.2013).