Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 2. С. 334–344.
ISSN: 2074-5885 (online)

Разработка и апробация метода диагностики особенностей развития субъекта общения (ОРСО)

Лиознова Е.В. кандидат психологических наук, Санкт-Петербург, Россия, toana@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Цель статьи – ознакомление с разработкой методики «Особенности развития субъекта общения» (ОРСО). Это новый психодиагностический инструмент для оценки коммуникативных свойств личности – ее характеристики как субъекта общения. Представлены теоретические основания подхода к личности как субъекту общения, предложена структура такого субъекта, включающая два уровня свойств: родовые и видовые. К последним относятся: ответственность в общении, безусловное принятие себя, отношение к партнеру как к безусловной ценности. Методика содержит пять шкал и измеряет степень выраженности этих свойств, а также интегральный уровень успешности общения. Достоверность ответов контролируется шкалой адекватности самооценки. Описаны коммуникативные стили, выявляемые по соотношению видовых свойств. Тест предназначен для мужчин и женщин старше 12 лет и позволяет прогнозировать успешность коммуникации с разными партнерами в различных ситуациях и особенности коммуникативного поведения, взглядов, переживаний респондента. Представлены удовлетворительные показатели критериев качества теста: надежности, валидности и репрезентативности методики ОРСО. Приведены примеры ее применения в научных и прикладных целях и перспективы дальнейшей работы.

Ключевые слова: диагностика, субъект, общение, коммуникативный уровень, стиль общения, эффективность тренинга

Рубрика: Психологический инструментарий

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Bern Ie. Igry, v kotorye igraiut liudi (Psihologiia chelovecheskih vzaimootnoshenii) [Games people play (Psychology of human relationships)]. Ekaterinburg: LITUR, 2000. 162 p.
  2. Bodalev A.A. Lichnost' i obshhenie. [Personality and communication]. Moscow.: Pedagogika, 1983. 272 p.
  3. Ivashov A.N., Zaika E.V. Metodika issledovaniia kommunikativnyh ustanovok lichnosti. [The methodology of the study of communicative settings personality], 2012. [Elektronnyi resurs] Available at: http://lib.convdocs.org/docs/index-4413.html (Accessed 01.11.2013).
  4. Kunicina V.N., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoe obshhenie [Interpersonal communication]. St. Petersburg: Publ. Piter, 2001. 544 p.
  5. Labunskaia V.A., Mendzherickaia Iu.A., Breus E.D. Psihologiia zatrudnennogo obshheniia. [Psychology difficulty of communication]. Moscow: Izdatel'skii centr Akademiia, 2001. 288 p.
  6. Lioznova E.V. K poniatiiu subekt obshheniia [To the concept of the subiect of communication]. Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg University], 2006. Ser. 6, no. 4, pp. 192–198.
  7. Lioznova E.V. Metodicheskie rekomendacii k testu «Osobennosti razvitiia subekta obshheniia» (ORSO). [Methodical recommendations to the test «Peculiarities of the development of the subiect of communication» (ORSO)].St. Peterburg: CNPR MMK – international, 2014. 25 p. (v pechati).     
  8. Lioznova E.V. Obrazovatel'nyi konsalting v povyshenii kvalifikacii [Educational consulting in professional development]. Materialy mezhregional'noi nauchno–metodicheskoi konferencii “Ot deklarativnogo znaniia k praktike. Didakticheskie osnovy provedeniia treningov i konsaltingov“ [Materials of interregional scientific conference “From declarative knowledge to practice. Didactic principles of training and consulting”]. Kursk: KGMU, 2013, pp. 62–67.
  9. Lioznova E.V. Razvitie kommunikativnoi kul'tury: znaniia cherez ustanovki [Development of the communicational culture: knowledge through mindsets]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2009, no. 8, pp. 56–59.
  10. Lioznova E.V. Sistemnyi podhod k sohraneniiu psihicheskogo zdorov'ia detei v OU [A systematic approach to the conservation of mental health of children in the education institution]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii “Aktual'nye problemy psihiatrii, psihoterapii, klinicheskoi psihologii sem'i i detstva: organizaciia, diagnostika, lechenie, reabilitaciia, podgotovka specialistov i rabota v mul'tidisciplinarnoi komande”. [Proceedings of the international scientific conference “Actual problems of psychiatry, psychotherapy, clinical psychology, family and childhood: the organization, diagnosis, treatment, rehabilitation, training and work in a multidisciplinary team”]. 11 Mnuhinskie chteniia. St. Petersburg, 2013, pp. 259–263.
  11. Lioznova E.V. Struktura subekta obshhenija v svete idej B.G.Anan'eva o subekte [The structure of the subject of communication in the light of the ideas B.G.Anan'eva on the subject]. Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg University], 2008. Ser. 12, vip.1, pp. 39–45.
  12. Lioznova E.V. Uspeshnost' obshhenija [The success of communication]. Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg University], 2006. Ser. 6, no. 1, pp. 101–106.
  13. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. [Methodological and theoretical issues in psychology]. Moscow: Nauka, 1984. 445 p.
  14. Mitina O.V. Matematicheskie metody v psihologii: Praktikum. [Mathematical methods in psychology: Workshop]. Moscow: Aspekt Press, 2008. 238 p.
  15. Petrushikhina E.B. Social'no-psihologicheskie osobennosti vzaimodeistviia klassnogo rukovoditelia s uchashhimisia [Social and psychological characteristics of the class teacher interaction with students]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie PSYEDU.ru. [Psychological Science and Education www.PSYEDU.ru], 2013. no.2. Available at: http://psyedu.ru/iournal/2013/2/index.phtml (Accessed 15.01.2014).
  16. Rybalko E.F. Psihologicheskaia struktura subekta obshheniia [The psychological structure of the subiect of communication]. Psyhodic.ru. 2010. Available at: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3266 (Accessed 12.01.2014).
  17. Subiekt obshheniia [The subiect of the communication ]. Psihologiia obshheniia. Ienciklopedicheskii slovar' [Psychology of communication. encyclopedic Dictionary]. Bodalev A.A., ed. Moscow: Kogito-Centr, 2011. 312 p.
  18. Shmelev A.G. Reprezentativnost' psihometricheskogo testa [Elektronnyi resurs] [The representativeness of the psychometric test].
    Fond znanii «Lomonosov». Ienciklopediia [Fund of knowledge "Lomonosov". encyclopedia]. 2010. Available at: http://www.epistemeana.ru/enc/ru/encyclopedia:0129560 (Accessed 29.10.2013).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика