Представлены история введения в психологию понятия «внутренняя позиция» и те методологические задачи, для решения которых оно было предложено. Дано определение внутренней позиции как целостной динамической системы мотивационно-смысловой
и волевой регуляции жизнедеятельности человека, определяющей выбор деятельности
в ситуациях смысловой неопределенности и борьбы мотивов. Проанализированы современные исследования внутренней позиции школьников, ее особенности
у современных детей, ее динамика у младших школьников. Показано значение групповых занятий, направленных на формирование личностной готовности к школе, для развития внутренней позиции школьника. Описана методика диагностики внутренней позиции школьника для изучения внутренней позиции у второклассников, приведены данные
о валидизации методики. Рассмотрены результаты исследований психологических функций внутренней позиции и динамики ее развития у современных младших школьников, проведенных под руководством автора. Описаны варианты внутренней позиции у младших школьников при переходе в среднюю школу. Приведены динамика развития внутренней позиции и ее содержательные изменения на протяжении младшего школьного возраста.
Ключевые слова: внутренняя позиция, младшие школьники, формирование, динамика развития, методика диагностики, варианты развития
Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая
проблема // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. С. 3–28.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) //
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
С. 345–357.
Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.
Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 376–385.
Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного
первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. …канд. психол. наук. М.,
2011. 24 с.
Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух
классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование)
//Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 62–74.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как
субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4 . С.
14–19.
Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики:
Монография. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
Комарова Ю.В. Взаимосвязь внутренней позиции школьника и его
успеваемости в течение первых двух лет обучения в школе //Молодые ученые –
нашей новой школе: Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции с
международным участием/ Редколл. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин [и
др.]. М.: МГППУ, 2012. С. 39–41.
Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая
перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология.
2008. № 1. С. 2–8.
Лукина В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе
профессионального обучения в раннем юношеском возрасте (на примере музыкального
образования): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 20 с.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.:
Фолиум,1999. 32 с.
Мальчинский Ф.В. Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции
личности курсанта: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2010. 24
с.
Назаренко В.В. Развитие мотивационной сферы детей 5–7 лет: Автореф.
дис. … канд. психол. наук. М., МГППУ, 2008. 24 с.
Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» – понятие и проблема //
Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов/ Под ред. И.В. Дубровиной.
М.: Изд-во АПН СССР, 1991. С. 50–61.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010. 191 с.
Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного
развития: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 304 с.
Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от
отношения к нему родителей//Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 110–117.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. 160
с.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160
с.