Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 2. С. 271–280.
ISSN: 2074-5885 (online)

Личностные детерминанты формирования особенностей адаптации к болезни у пациентов с активной формой туберкулеза легких: сравнительный анализ с позиций гендерного подхода

Севостьянова М.С. клинический психолог, директор, Центр современных психологических технологий системного развития высокоадаптивных личностных потенциалов и управления профессиональной эффективностью СКЦ ФМБА России, Красноярск, Россия, SevostyanovaMS@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены дизайн и результаты эмпирического исследования, обращенного к актуальной проблеме интеграции теоретико-методологических аппаратов различных областей психологии для решения актуальных прикладных задач современной соматической медицины. Впервые описано применение гендерного подхода к изучению психологических структур внутренней картины болезни мужчин в возрасте от 25 до 49, страдающих не более трех лет различными формами активного туберкулеза легких. Гипотеза о том, что индивидуальные гендерные характеристики являются личностными детерминантами формирования особенностей адаптации к болезни, подтверждена результатами эмпирического исследования. Ключевые выводы работы: 1) индивидуальный гендерный облик является важным психологическим фактором развития здоровой личности; 2) интериоризация в индивидуальное гендерное пространство некоторых личностных характеристик влияет на особенности формирования у пациентов определенных типов отношения к заболеванию. Сформулированные по результатам исследования выводы подчеркивают необходимость дополнения программ комплексной биопсихосоциальной реабилитации соматических пациентов методами психологической интервенции с позиций гендерного подхода и тем самым имеют значимую практико ориентированную направленность.

Ключевые слова: индивидуальный гендер, гендерное Я, тип отношения к заболеванию, маскулинность, фемининность, андрогиния

Рубрика: Психологическая реабилитация и коррекция

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Матвеев А.В., Гилберт А.У. Гендерные противоречия и стереотипы у студенческой молодежи в европейской части России // Вестник ТГПУ. 2002. № 3. C. 94–98.
  2. Пузикова М.С., Хоч Н.С. Гендерный подход к построению методологических категорий «индивидуальность» и «Я» в современной психологии // Гендерное образование в подготовке учителя: Материалы IV Всероссийской конференции / Под науч. ред. Е.С. Турутиной. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С. 79–87.
  3. Румянцева П.В. Гендерная идентичность // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 171–176..
  4. Сидоров П.И., Парников А.В. Введение в клиническую психологию: В 2 т.: Учебник для студ. мед. вузов. Т. II. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 254–260.
  5. Хоч Н.С., Севостьянова М.С. Личностная гендерная идентичность как системное свойство индивидуальности женщин и мужчин // Теория и практика гендерных исследований в мировой науке: Материалы II международной конференции / Под науч. ред. А.С. Берберян, М.А. Бутаевой, И.Г. Дорошиной. Пенза-Махачкала-Ереван: Научно-издат. центр «Социосфера», 2011. С. 76–81.
  6. Хоч Н.С., Севостьянова М.С. Категории «Гендерная индивидуальность», «гендерная идентичность» и «гендерное «Я»: сравнительный анализ // Теория и практика гендерных исследований в мировой науке: Материалы III международной конференции/ Под науч. ред. А.С. Берберян, М.А. Бутаевой, И.Г. Дорошиной.  Пенза-Махачкала-Ереван: Научно-издат. центр «Социосфера», 2012 C. 5–8.
  7. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. № 42. P. 155–162.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика