Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 2. С. 150–162.
ISSN: 2074-5885 (online)

Рефлексия множественности возможных решений поставленной задачи как показатель метапредметного результата обучения младших школьников

Шиленкова Л.Н.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Приводятся результаты экспериментального исследования по проблеме проектирования задач на моделирование отношений целого и части в содержании сюжетных картинок в качестве текущей диагностики метапредметных компетенций. Испытуемым предлагались диагностические задания на рефлексию множественности возможных решений поставленной задачи. Выборка составила 168 учащихся I–III классов двух московских школ. Диагностические возможности разработанных заданий проверялись в формирующем эксперименте. Материалом для обучающих занятий служили задания, основанные на интерпретации действий персонажей сюжетных картинок в форме математических моделей арифметических действий. Задачи, использованные в формирующем эксперименте, отличались по предметному содержанию от диагностических задач. По одной из спроектированных методик результаты учеников экспериментальной группы существенно улучшились. На этом основании делается вывод о том, что предлагаемое диагностическое задание может быть использовано для оценки умения младших школьников осознавать множественность возможных решений поставленной задачи. По другой методике были получены низкие результаты, в том числе после проведения развивающих занятий. Это объясняется недостаточной сформированностью понятия нуля у учащихся, что необходимо для успешного выполнения данного задания. Делается вывод о том, что метапредметные компетенции тесно связаны с предметными, поскольку отсутствие предметных знаний затрудняет выполнение заданий метапредметного характера. Учитель может использовать такого рода диагностические задания в реальном учебном процессе в качестве текущей диагностики метапредметных компетенций.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт общего начального образования, методики диагностики метапредменых компетенций выпускников начальной школы, развивающие образовательные ситуации, обучающий эксперимент

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование.  2000.  № 2. С. 79–85.
  2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обращения: 28.12.2013).
  3. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.
  4. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. C. 53–60. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Guruzhapov_Shilenkova.phtml (дата обращения: 28.12.2013).
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 288 с.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  7. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская  И.А. и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  9. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ. 2010. C. 68–91.
  10.  Масленникова Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. № 5.  С. 14–20.
  11. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Ред. П.Г.  Нежнов, Б.И.  Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
  12.  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. I класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
  13.  Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  14.  Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
  15.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования.  М.: Просвещение, 2011. 32 с.
  16.  Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring. A new area of cognitive-development inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34. P. 906–911.
  17.  Kesici S., Erdogan A., Özteke H.I. Are the dimensions of metacognitive awareness differing in prediction of mathematics and geometry achievement? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. P. 2658–2662.
  18.   Panaoura A., Philippou G. The developmental change of young pupils’ metacognitive ability in mathematics in relation to their cognitive abilities // Cognitive Development. 2007. Vol. 22. Issue 2, June. P. 149–164.
  19. Schneider W., Artelt C. Metacognition and mathematics education // ZDM Mathematics Education. 2010. Vol. 42. P. 2 – 149.
  20. Stel M. van der, Veenman M.V.J. Development of metacognitive skillfulness: A longitudinal study // Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. Issue 3, June. P. 220–224.
  21. Veenman M.V.J., Spaans M.A. Relation between intellectual and metacognitive skills: Age and task differences // Learning and Individual Differences. 2005. Vol. 15. Issue 2. P. 159–176.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика