Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 2. С. 91–101.
ISSN: 2074-5885 (online)

Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости

Сулимина О.В. Преподаватель кафедры психологии факультета психологии , Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, sulimina_oxana@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена проблеме становления личностных и социальных регуляторов в кризисный период перехода от детства к взрослости. Описывается суть переходного периода как в подростковом, так и в юношеском возрасте, когда нормативно-социальные ситуации развития завершаются и начинается пространство, задаваемое индивидуальными ситуациями развития. Раскрывается специфика личностной регуляции, делается акцент на важности развития механизмов саморегуляции и высшего ее уровня – самодетерминации. В качестве личностных регуляторов подробно рассматриваются свобода, ответственность, осмысленность собственной жизни. Приводятся результаты исследования траекторий личностного развития Е.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева. Описывается подход Дж. Левинджер к личности. Социальные регуляторы раскрываются через понятие социальной идентичности, ее структуры. Описываются основные подходы к пониманию социальной идентичности в отечественной и зарубежной психологии. В заключение предлагается вариант возможного решения проблемы оптимального становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости.

Ключевые слова: личностная регуляция, социальная идентичность, переход от детства

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Андреева Г.М.. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
  2. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 49–53.
  3. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире: социально-психологическая перспектива. М.: Прометей, 2005. 319 с.
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Издат. центр «Академия», 2009. 304 с.
  5. Богданова М.В.,  Доценко  Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию: Монография. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. 204 с.
  6. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 220–242.
  7. Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 21 с.
  8. Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 608 с.
  9. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2003. 376 с.
  10. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т. 2. № 1. С. 52–60.
  11. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: СГУ, 2009. 456 с.
  12. Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. 304 с.
  13.  Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления  самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49–55.
  14. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Вып. 1.  С. 184–202.
  15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  16. Кон И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие   / Под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е  изд., доп. М.: Институт практической психологии, 1996.  С. 239–247.
  17. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
  18. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности  // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15–25. 
  19. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67–80.
  20. Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 59–75.
  21. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  22. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 611–641.
  23. Розин В.М. Личность и ее изучение. М.: УРСС, 2004. 232 с.
  24. Сапогова Е.Е.  Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  25. Солдатова Г.В. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
  26. Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. 2009. № 1. С. 1–39.
  27. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т.: 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. М.: НПО МОДЭК, 2009. 600 с.
  28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: МПСИ, 2006. 352 с.
  30. Юнг К.Г. Аналитическая психология и воспитание // Юнг К.Г. Конфликты  детской души: Собр. соч. М.: Канон, 2004. С. 69–150.
  31. Юнг К.Г. О становлении личности // Юнг К.Г. Конфликты детской души: Собр. соч. М.: Канон, 1997. С. 185–208.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика