Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 2. С. 162–171.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности восприятия школьниками и студентами образа будущей профессии как части социальной реальности

Суворова И.Ю. аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии, , Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова, Москва, Россия, I.Suvorova89@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается вопрос о взаимосвязи места человека в социальной системе и восприятия им социальной реальности. Осознание своего места в системе социальных отношений предполагает принятие ее норм и ценностей, что обеспечивает систематизированное восприятие социальной реальности и возможность планировать свое будущее. Если же включение в систему социальных отношений ограничено, то это приводит к затруднению систематизации окружающего мира и построения планов относительно будущего. Представлено исследование особенностей восприятия образа будущей профессии как части социальной реальности у студентов и школьников. И первые, и вторые находятся на дотрудовой стадии социализации, однако при относительно одинаковом характере взаимодействия с социальной реальностью студенты и школьники имеют различный статус, и, соответственно, различное положение в системе социальных отношений. Установлено, что студенты в большей степени включены в социальную систему, и это влияет на положительное восприятие ими социальной реальности.

Ключевые слова: восприятие социальной реальности, социальная идентичность, социальные представления, социальная эксклюзия, социальная роль

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html (дата обращения: 30.10.2012).
  3. Бергер П. Общество в человеке: Пер. с англ. О.А. Оберемко// Социологический журнал. 1995. № 2. С. 16–32.
  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: Пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1998.  144 с.
  6. Лактионова Е.Б. Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru, 2013. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2013/1/Laktionova.phtml (дата обращения: 1.08.2013).
  7. Локалова Н.П. Психологическая основа компетентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования [Электронный журнал] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru, 2010. № 4. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2010/4/Lokalova.phtml (дата обращения: 2.08.2013)
  8. Ростовцева М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: Дис. … канд. философ. наук. Красноярск, 2010. 171 с.
  9. Тимченко И.Н. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1997. 144 с.
  10. Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.
  11. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3–4. С. 158–181.
  12. Amiot C.E., Terry D.J., Wirawan D. at al. Changes in Social Identityes over time: the Role of coping and Adaptation processes // British Journal of Social Psychology, 2010. № 49. P. 803–826.
  13. Brealwell G.M. Resisting Representations and Identity Process // Paper on Social Representations, 2010. Vol. 19. Р. 6.1–6.11.
  14. Breakwell G.M. Social Representations and Social Identity // Paper on Social Representations. 1993. Vol. 2 (3). P. 201–217.
  15. Burke P.J. Identity and Social Structure: The 2003 Cooley-Mead Award Address // Social Psychology Quarterly. 2004. Vol. 67. P. 5–15.
  16. Doise W. Social Representation in Personal Identity// Social Identity. International Perspectives. S. Worehel, J.F. Morales, D. Paez, J.-C. Deschamps. L.: SAGE Publication, 1998. P. 13–23.
  17. Duveen G. The Development of Social Representations of Gender // Paper on Social Representations. 1993. Vol. 2 (3). P. 171–177.
  18. Lamy M.G., Liu J.H., Ward C. “Integrating paradigms, methodological implications”: Using history to embody Breakwell’s (1993) theoretical links between Social Identity Theory and Social Representations Theory // Paper on Social Representations. 2011. Vol. 20. Р. 15.1–15.7.
  19. Sen A. Social Exclusion: Concept, Application, and Scrutiny .Manila: Asian Development Bank, Office of Environment and Social Development, 2000. 54 р.
  20. Tajfel H. Intergroup Relations, Social Myths and Social Justice in Social Psychology // H. Tajfel (Ed.).The Social Dimension. Cambridge: University Press, 1984. P. 695–714.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика