Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 2. С. 35–49.
ISSN: 2074-5885 (online)

Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования

Васильев В.Г. кандидат физико-математических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный университет» , Красноярск, Vgvasil2@yandex.ru
Юдина Ю.Г. доцент кафедры педагогики развития Института педагогики, психологии и социологии, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный университет»
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Основная цель статьи – построение и обоснование рабочей гипотезы о структуре понятия «рефлексия» в возрастной динамике развития человека, поскольку это – фундамент для понимания содержания развивающего образования и создания новых современных образовательных технологий. Главная задача – теоретическое построение предмета исследования – структуры рефлексивного развития человека в возрастной динамике. Основными критериями оценки выступают логика и результаты исследований ведущих психологов, педагогов, философов. Исходный шаг для нас – экспериментально проверенная структура рефлексивного развития в младшем школьном возрасте В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман, обозначенная как «определяющая рефлексия». Мы строим подобные структуры для других возрастов: подросткового, юношеского, студенческого как предтечи взрослости. Созданная структура рефлексивного развития в студенческом возрасте используется нами в экспериментах при подготовке учителей развивающего обучения в начальной школе, что может быть полезно и для других психолого-педагогических практик развития.

Ключевые слова: развитие, возраст, деятельность, теоретическое мышление, рефлексия, норма психического развития

Рубрика: Психология развития

фрагмент статьи

Для специалистов, ведущих подготовку учителей начальной школы, решение теоретической задачи обоснования и построения рабочей гипотезы о структуре понятия «рефлексия» в возрастной динамике развития человека создает фундамент для понимания содержания развивающего обучения в профессиональном образовании, открывает путь к психолого-педагогическому проектированию и экспериментированию.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. 1991. № 1. С. 3–8.
  2. Белоконова А.В., Ермаков С.В., Юдина Ю.Г. Образовательные условия инициации и поддержки продуктивного действия подростка в художественно-эстетических практиках // Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании: Материалы 18-й научно-практической конференции/ Под ред. Б.И. Хасана. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. С. 243–255.
  3. Васильев В.Г., Богданов Д.А. Воспроизводство движущих сил инновационной экономики в профессиональном образовании // Педагогика развития: движущие силы и практики развития: Материалы 17-й международной конференции/ Под ред. Б.И. Хасана. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. С. 186–189.
  4. Васильев В.Г. Концепция прикладного бакалавриата // Опыт, проблемы и перспективы в прикладном бакалавриате психолого-педагогического направления: Коллективная монография / Под ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. С. 22–32.
  5. Васильев В.Г. О дидактической проблематике профессионального образования // Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов: Сборник статей и стенограмм III Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. П.А. Сергоманова. Красноярск: ККИПК ППРО, 2011. С. 108–112.
  6. Васильева Н.П. Динамика юношеского возраста: Учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. 157 с.
  7. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. № 1. С. 81–92.
  8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
  9. Гуружапов В.А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов // Проблемы психологии высшей школы. 2008. № 2. C. 5–8.
  10. Давыдов В.В., Репкин В.В. Концепция российского начального образования (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) [Электронный ресурс] // Москва: Московская Интернет Компания, 2003. URL: http://www.ouro.ru/iro/official/concept/ (дата обращения: 28.03.2014).
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР , 1996. 544 с.
  12. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
  13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1994. 680 с.
  14. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 20–26.
  15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Под ред. Ф. Райс. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  16. Рубцов В.В. Реформа педобразования не терпит промедления // Вести образования. 2010. № 8. С. 47–67.
  17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека [Электронный ресурс] // Москва: Московская Интернет Компания, 2008. URL: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html (дата обращения: 20.03.2014).
  18. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72–80.
  19. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25–36.
  20. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. Москва: ОИРО, 2010. 432с.
  21. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. 156 с.
  22. Щедровицкий П.Г. Меняется запрос к системе образования [Электронный ресурс] // Москва: Национальный фонд подготовки кадров, 2003. URL: http:// www. eurekanet.ru/ewww/promo/19622.html. (дата обращения: 27.03.2014).
  23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989. 560 c.
  24. Эльконин Б.Д. Цели, содержание и организационные формы подростковой школы (по итогам семинаров) . М.: МАРО, 2000. 24 с.
  25. Юдина Ю.Г. К проблеме разработки уровневой модели личностно-профессиональных компетентностей педагога // Педагогика развития: движущие силы и практики развития: Материалы 17-й Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Б.И. Хасана. Красноярск: ККИПК, 2011. С. 148–154.
  26. Юдина Ю.Г. Педагогическое обеспечение становления индивидуальных образовательных траекторий учеников 5-7 классов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск: КГПУ, 2005. 22 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика