Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 3. С. 149–159.
ISSN: 2074-5885 (online)

Эмоциональный интеллект и особенности социально-психологический адаптации у подростков с девиантным поведением

Дегтярёв А.В. младший научный сотрудник лаборатории ювенальных технологий, аспирант кафедры юридической психологии, преподаватель, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет юридической психологии, Москва, Россия, DegtyarevAv@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Проблема социально-психологической адаптации подростков, отличающихся девиантным поведением, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с процессом реорганизации образовательных учреждений – слиянием общеобразовательных и специализированных школ для подростков с девиантным поведением в единые образовательные комплексы. В данных условиях необходимо найти эффективный инструмент, который одновременно ускорит процесс адаптации и окажет положительное профилактическое воздействие. Автор статьи показывает, что таким инструментом может стать эмоциональный интеллект – конструкт, включающий в себя различные способности эмоциональной сферы. Основная гипотеза проведенного им исследования состояла в том, что социально-психологическая адаптация у подростков с девиантным поведением обладает своими особенностями, отличными от группы нормы, и взаимосвязана с компонентами эмоционального интеллекта. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 2077, образованной путем слияния пяти образовательных учреждений: бывших школ № 738, № 703, № 702, № 7 и № 77. В исследовании приняли участие 222 подростка в возрасте от 14 до 16 лет (111 девочек и 111 мальчиков).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профилактика, отклоняющееся поведение, подростковый возраст, социально-психологическая адаптация

Рубрика: Юридическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. 247 с.
  2. Гарднер Г. Структура Разума: Теория множественного интеллекта. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512с.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2009. 478 с.
  4. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения: 13.05.2014).
  5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 228с.
  6. Психология эмоций: Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 248–250.
  7. Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y.: Basic, 2005. P. 159–176.
  8. Mayer J.D., Panter A.T., Salovey P. at al. A Discrepancy in analyses of the MSCEIT: Resolving the mystery and understanding its implications. N.Y.: Emotion. 2005. Vol. 5. P. 236–237.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика