Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 3. С. 61–69.
ISSN: 2074-5885 (online)
Образовательный процесс как фактор формирования правосознания
Егоров И.А. Руководитель центра, Центр правовых исследований и разработок Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, egorovpravo@mail.ru Сафуанов Ф.С. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, руководитель лаборатории судебной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Москва, Россия, safuanovf@rambler.ru
Представлены результаты исследования, направленного на выявление показателей формирования правосознания у старшеклассников (X и XI классы) трех школ города Москвы (123 респондента 1996–1999 года рождения: 56 лиц мужского пола, 67 лиц женского пола, двое не указали свой пол). Изучался вопрос степени влияния учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации на формирование правосознания по каждому из показателей. Анализ полученных данных позволил сформулировать гипотезу о показателях правосознания, на формирование которых наибольшее влияние оказывает образовательный процесс (отдельно описана выявленная не статичная взаимосвязь юридических знаний и неправомерного поведения). Отмечены направления формирования правосознания, на которые образовательный процесс оказывает наибольшее влияние, и направления, на формирование которых он оказывает минимальное влияние. Данная работа, помимо научно-исследовательской, имеет также и важную практическую перспективу – она определяет актуальные направления работы образовательных организаций по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: правосознание, общее образование, образовательный процесс, правомерное поведение
Будыкин С.В., Жигачев А.С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с
уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины)
[Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68299.shtml (дата обращения:
01.06.2014).
Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к
формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего
юридического образования // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С.
22–25.
Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей
правосознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психологическая наука
и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39933.shtml (дата обращения:
09.04.2014).
Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего
юридического образования, их влияние на формирование профессионального
правосознания // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 7–10.
Егоров И.А. Юридическая психология и федеральные государственные
образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] // Психология
и право. 2011. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46578.shtml
(дата обращения: 09.04.2014).
Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и
правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения
«Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской
конференции по юридической психологии с международным участием. 2012. С. 202 –
204.
Милехин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в
образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. № 3.
С. 122–128.
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития
правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 №
Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.
Примерное положение о специальной подготовке при реализации основной
образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 050407
«Педагогика и психология девиантного поведения (для подготовки специалистов для
социальной сферы)» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по
психолого-педагогическому образованию. 2012. № 1. С. 43–47.
Теслицкий И.В. Практические занятия и формирование правосознания
студента-юриста // Общество и право. 2009. № 4. С. 281–285.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 02.04.2014)//
Российская газета. 1999, 30 июня.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 05.05.2014)// Российская газета. 2012, 21 декабря.
Яковлев М.В. Образование как составляющая процесса формирования
правосознания военнослужащих внутренних войск // Военно-юридический журнал.
2014. № 1. С. 2–4.