Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 3. С. 264–275.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности социальной дистанции и толерантности учащихся ССУЗов, реализующих программу инклюзивного образования

Гладилина Л.С. Педагог-психолог 1 категории, социально-педагогический колледж, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, gls10@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В исследовании, направленном на оценку изменения уровня толерантности здоровых студентов к студентам с ОВЗ, рассматривается изменение социальной дистанции у лиц с ОВЗ и здоровых студентов в ССУЗе, реализующем программу инклюзивного образования. В первичном анкетировании приняли участие 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития; в повторном – 222 человека: 66 человек с ОВЗ и 156 человек без патологии развития. Основой исследования явились измерения социальной дистанции посредством анкет, разработанных С.Б. Федоровым под руководством Л.М. Шипициной в Институте специальной педагогики и психологии (2000). Выявлены специфические особенности формирования толерантности у студентов без патологии развития к лицам с ОВЗ. Характерно дифференцированное отношение студентов к лицам с различной патологией развития, а также разнонаправленная динамика в отношении к социальным взаимодействиям в различных формах здоровых студентов и студентов с ОВЗ. В совместном обучении здоровых студентов и лиц с ОВЗ, обращает на себя внимание тенденция к более осознанному пониманию особенностей социального взаимодействия с лицами с ОВЗ у здоровых студентов.

Ключевые слова: толерантность, инклюзивное образование, социальная дистанция, социальное взаимодействие, лица с ОВЗ

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Инклюзивное образование в России. URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing (дата обращения 11.12.13)
  2. Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2012.
  3. Живицкая А.И. Равные среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т ; редкол. С.В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. С. 11–13.
  4. Российская социологическая энциклопедия / под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В. М.: Инфра-М Норма, 1998.
  5. Пушкина Т.В., Сидловская О.П., Шельшакова Н.Н. Развитие профессиональной компетентности бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» в условиях социального партнерства // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №1. С.109–113.
  6. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/(Дата обращения 14.12.13)
  7. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. М.: Владос, 2004.
  8. Щербакова А.М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол. С.В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. С. 44–45.
  9. Цубер Й., Вейс Й, Кох У. Психологические аспекты реабилитации // Клиническая психология / Под ред. Майнрада Перре, Урса Бауманна. СПб.: Питер, 2006. С. 611–636.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика