Профессиональная самоопределение – часть общего процесса социализации подростков, необходимое условие их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях – на протяжении многих лет остается одной из актуальных тем психологической теории и практики. В данной статье проблемы профессионального выбора рассматриваются в трех аспектах: в контексте социальной ситуации, в которой находятся современные подростки; с позиции самих подростков, выбирающих профессию; с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков на современном этапе. Отмечается, что хотя в настоящее время профессиональной ориентацией занимаются многие структуры
и организации, проводится множество соответствующих мероприятий, эффективность этой работа невысока. Анализируются причины такого положения и сама модель профориентационной деятельности. Обсуждаются возможные пути решения исследуемых проблем. Обосновывается необходимость построения новой модели профориентационной работы.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностное и профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение
Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о
мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования:
Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
С. 38–43.
Исследовательский центр Superjob. Социологические опросы. Образование
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.superjob.ru/community/pervyj_poisk_raboty_vybor_professii/56660/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign=
(дата обращения: 25.03.2014).
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия»,
2004. 304 с.
Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе //
Современная психология: теория и практика: Материалы I международной
научно-практической конференции, 29-30 июня 2011 г. М.: Институт стратегических
исследований, 2011. С. 113–117.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие: 2-е
изд., стереотип. М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2005. 352 с.
Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального
становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С.
111–122.
Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы
городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в
современном социально-экономическом и информационно-технологическом
пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
С. 44–49.