Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 3. С. 104–113.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности представлений родителей о правовой социализации детей

Калашникова А.С. кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, старший научный сотрудник, Московский городской психолого-педагогический университет, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им.В.П. Сербского, Москва, Россия, kaspsy@mail.ru
Шалунова А.Д. Студентка кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии , МГППУ, Москва, Россия, Aniuta.Shalunova@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Недостаточная изученность влияния родительских стратегий воспитания на становление правосознания детей и подростков в дестабилизирующих социальных условиях современного общества обусловливает актуальность проведенной авторами работы. В исследовании приняли участие 64 человека (39 женщин и 25 мужчин) в возрасте от 24 до 48 лет, имеющих несовершеннолетних детей, из них 30 человек с гармоничным стилем родительского воспитания и 34 человека – с дисгармоничным стилем. Использовались опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика изучения уровня правосознания Дж. Тапп и Ф. Левина, а также специально разработанные авторские анкеты, направленные на изучение когнитивного (знания родителей о правовой социализации) и поведенческого (беседы на темы права, подкрепление и наказание правильных и неправильных действий, контроль за исполнением, личный пример) компонентов правовой социализации. Получены новые эмпирические данные о связи особенностей правовой социализации детей с детско-родительскими отношениями, уточнена роль отдельных типов родительского отношения в формировании правовой социализации детей, выявлены факторы родительского отношения, затрудняющие и облегчающие процесс правовой социализации детей.

Ключевые слова: правосознание, правовая социализация, стиль родительского воспитания, семья, институты социализации, права, безопасность, наказание, преступник, преступление, жертва

Рубрика: Юридическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. 88 с.
  2. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учеб. пособие: 2-е изд. М.: НОУ ВПО Моск. психолого-социальный ин-т, 2009. 512 с.
  3. Заячковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балт. федер. ун-та им. И. Канта. 2010. № 9.  С. 15–27.
  4. Куклина Е.А. Правовая психология. Дефекты правовой социализации [Электронный ресурс] // Сообщество социальных педагогов: сайт. –URL: http://schools.pp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=162&Itemid=23 (дата обращения: 26.03.2013).
  5. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10. С. 29–31.
  6. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России / Арутюнян М., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. М.: Весь Мир, 2008. 208 c.
  7. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: Дис. … д-ра социол. наук. Ростов-н/Д, 2006. 433 c.
  8. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право, 2007. № 1. С. 85–96.
  9. Томазова О.Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Дис. … канд. юр. наук. Ростов-н/Д, 2003. 190 c.
  10.  Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. СПб.: Питер, 1996. 63 c.
  11.  Campis L.K., Prentice’Dunn S., Lyman R.D. Coping appraisal and parents`s intentions to inform their children about sexual abuse: a protection motivation theory analysis // Journal of Social and Clinical Psychology. 1989. Vol. 8. P. 304–316.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика