Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 3. С. 18–30.
ISSN: 2074-5885 (online)

Модели работы с конфликтами на основе восстановительной медиации в системе образования

Коновалов А.Ю. Научный сотрудник , Лаборатория «Ювенальных технологий» Московского городского психолого-педагогического университета., Москва, Россия, Konovalov-A@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В различных странах формируются программы школьной медиации, по-разному отвечающие на следующие вопросы: должна ли школьная медиация становиться профессией или это дополнительный навык, нужный педагогам и администрации? должна ли в школах реализовываться какая-то определенная модель медиации или важно, чтобы школа выбирала для себя подходящую модель? медиаторы в школе больше сосредотачиваются на решении конфликта или на воспитательных эффектах медиации? должна ли школьная медиация внедряться массово или она должна быть в школах, проявляющих сильную заинтересованность? в чем различие классической медиации и восстановительных практик? Распространяя в России модель Школьной службы примирения, необходимо учитывать международный опыт, положительные и негативные стороны разных программ медиации и восстановительных практик в школе. В статье рассматриваются разные формы организации медиации в системе образования разных стран, выделяются спорные точки и направления развития медиации в системе образования. Дается краткая информация о восстановительных практиках в системе образования в России, приводятся данные о числе школьных и территориальных служб примирения, работающих в рамках модели восстановительной медиации, о проводимых ими программах, количестве медиаторов и участников и т. д.

Ключевые слова: Школьные службы примирения, медиация, восстановительные практики, школьная медиация, восстановительное правосудие

Рубрика: Юридическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение / Пер. с англ Н.Д. Хариковой; под общ. ред. М.Г. Флямера; комм. Я.И. Гилинского. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа». 2002. 310 с.
  2. Буш Р.А., Фолджер Д.П. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту: Пер. с англ. Киев: Издатель Захарченко В.А., 2007. 264 с.
  3. Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей/ Сост. А.Ю. Коновалов. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2007. 196 с.
  4. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер. с англ./Общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа»», 2002. 324 с.
  5. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (фрагменты работ разных лет) /Под ред. Т. Шанина. М.: Просвещение, 2006. 249 с.
  6. Каппахер К. Медиация в группе равных/ Пер. с нем. Г. Похмелкиной// Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями/ Сост. Г. Мета и Г. Похмелкина. М.: «VERTE», 2004. С. 123–126.
  7. Карнозова Л.М. Медиативный метод: классическая и восстановительная медиация // Вестник восстановительной юстиции. 2013. Вып. 10. Вызовы и стратегии. С. 6–18.
  8. Карнозова Л.М. Программы восстановительного правосудия с несовершеннолетними правонарушителями [Электронный ресурс]// Психология и право. 2012. № 4. URL: www.psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56611.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  9. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и работа медиатора в конфликте [Электронный ресурс]// Психология и право. 2012. № 4. URL: www.psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56612.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  10. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 253 с.
  11. Кристи Н. Конфликты как собственность// Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей/ Сост. А.Ю. Коновалов. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2007. 196 с.
  12.  Кронин-Лэмп К., Кронин-Лэмп Р. Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника» [Электронный ресурс] // URL: www.narrlibrus.wordpress.com/2010/05/13/k-lamp1 (дата обращения: 01.06.2014).
  13. Максудов Р.Р. Базовые элементы концепции восстановительной медиации [Электронный ресурс]// Психология и право. 2012. № 4. URL: www.psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56613.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  14. МакЭлри Ф. Конфликты в школах. Решение «Выигрыш-выигрыш» // Вестник восстановительной юстиции. 2004. № 4. Восстановительное правосудие в школах. С. 32–41.
  15. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 11. Развитие служб примирения в России. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014. С. 136–178.
  16. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [Электронный ресурс]// URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 26.08.2014).
  17. Прайнис К., Стюарт Б., Уэйдж У. Круги примирения: от преступления к сообществу / Пер. с англ. Н.С. Силкиной; под ред. Р.Р. Максудова, Л.М. Карнозовой, Н.В. Путинцевой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. 238 с.
  18. Служба примирения в Финляндии [Электронный ресурс]// URL: www.sovittelu.fi/index.php/ru (дата обращения 26.08.2014).
  19. Стандарты восстановительной медиации// Вестник восстановительной юстиции. 2010. Вып. 7. Концепция и практика восстановительной медиации. М.: МОО «Судебно-правовая реформа». С. 139–145.
  20. Уинслед Д., Монк Дж. Нарративная медиация. Новый подход к разрешению конфликтов/ Пер. с англ. Д.А. Кутузовой; под ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. 348 с.
  21. Хёрндлер Х. Конфликты в классе // Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями/ Сост. Г. Мета и Г. Похмелкина; пер. с нем. Г. Похмелкиной. М.: «VERTE», 2004. С. 127–134.
  22. Хофер C., Эдер К. Заодно, а не друг против друга // Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями/ Сост. Г. Мета и Г. Похмелкина; пер. с нем. Г. Похмелкиной. М.: «VERTE», 2004. С. 135–248.
  23. Школьная служба разрешения конфликтов. Опыт создания. Жмеринка: ОО «Инициатива», 2008. 62 c.
  24. Brookes D., McDonough I. The Differences between Mediation and Restorative Justice: Practice [Электронный ресурс]// URL: www.8-926-145-87-01.ru/wp-content/uploads/2014/07/MedvsRJ-P1.pdf (дата обращения 26.08.2014).
  25. Cohen R. Students Resolving Conflict: Peer Mediation in Schools. USA: Good Year Books, 2005. 264 p. http://www.schoolmediation.com/books/resolvingconflict/index.html (дата обращения 26.08.2014).
  26. Cohen R. The School Mediator’s Field Guide. USA: School Mediation Associates, 1999. 256 p. [Электронный ресурс] //URL: http://www.schoolmediation.com/books/fieldguide/index.html (дата обращения 26.08.2014).
  27. Conflict Resolution Unlimited Institute (USA) [Электронный ресурс]// URL: www.cruinstitute.org/ (дата обращения 26.08.2014).
  28. Helsinki Brief Therapy Institute [Электронный ресурс]//URL: www.reteaming.com (дата обращения 26.08.2014).
  29.  Hirvihuhta H., Ahola T., Furman B. Reteaming. [Электронный ресурс] // URL: www.reteaming.com/ (дата обращения 26.08.2014).
  30. Hopkins B. Just Schools A Whole School Approach to Restorative Justice. L., N. Y.: Jessica Kingsley Publishers, 2004. 108 p.
  31. International Institute for Restorative Practices [Электронный ресурс]//URL: www.iirp.edu. (дата обращения 26.08.2014).
  32. Liebmann M. Restorative Justice: How It Works. London: Jessica Kingsley Publishers. 2007 [Электронный ресурс] // URL: http://www.jkp.com/catalogue/book/9781843100744 (дата обращения 26.08.2014).
  33. Liebmann M. Mediation Works! Bristol: Mediation UK, 1998. 241 p.
  34. Mediator . Warszawa: Polskie Centrum Mediacji. 2011. № 3. 44 p.
  35. Recommended Standards for School-Based Peer Mediation Programs The Association for Conflict Resolution. Association for Conflict Resolution. 2007 [Электронный ресурс] // URL: www.mediate.com/acreducation (дата обращения 26.08.2014).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика